Спортивный портал - Aquaclub35

Акробатические упражнения на уроках физкультуры. Легкие акробатические упражнения для начинающих: характеристика, виды и техника выполнения. одной рукой за бедро, а другой за

Термин "акробатика" - греческого происхождения (переводится примерно как "лезу вверх" или "хожу на цыпочках"). Это - комплекс самых разных гимнастических упражнений. Акробат, согласно толковому словарю, это не только тот, кто занимается данным видом спорта, но в более общем смысле - очень быстрый и ловкий человек.

Современная акробатика включает спортивные (в первую очередь гимнастические) упражнения - одиночные и групповые, хождение по канату, этюды на трапеции.

Кто такие акробаты?

Иногда акробатику ошибочно отождествляют с цирковым жанром, что в корне неверно. Несмотря на множество сходных элементов, это все же отдельное искусство. Для спортивной акробатики требуется хорошая умение сконцентрироваться, чувство равновесия и немалая сила.

Часто слово "акробат" употребляют, подчеркивая высокую степень спортивной подготовки. Занятия этим сложным и эффектным искусством ведут к значительному совершенствованию физических возможностей - быстроты, ловкости, общей выносливости. Акробатические упражнения в гимнастике используются для специальной подготовки и являются основной составляющей вольных выступлений.

Представляют они из себя в основном движения с переворотом через голову. Возможно вращение вокруг продольной, поперечной или переднезадней оси, а также их комбинация.

Классификация акробатических упражнений

Существует три основные группы. Первая - это акробатические прыжки: перекаты, сальто, перевороты. Вторая - балансирование. Сюда входят стойки на плечах, на лопатках, на руках (в том числе на одной руке). Здесь же - упражнения в парах и групповые. Обычно акробаты составляют пирамиды, число участников которых - от трех человек.

Третья группа включает бросковые движения. Что они собой представляют? Название говорит за себя - это подбрасывание партнера с переходом на плечо или на руки (с захватом за бедро, голень, стопу или кисть) или приземлением.

Хорошая подготовка такого типа необходима при выполнении упражнений на

В программу по физкультуре средней школы также включена акробатика. На уроках дети учатся исполнять кувырки, перекаты, разнообразные стойки, мост и многое другое. Это позволяет им лучше владеть и управлять собственным телом. Акробатика помогает физически развиваться и преодолевать страхи, развивает силу воли.

Условия и инвентарь

Обучение акробатическим упражнениям должно проводиться в безопасных условиях во избежание травм у спортсменов. За местами занятий необходим систематический контроль.

Акробатические упражнения на уроках обязательно требуют содержания инвентаря и оборудования в хорошем состоянии. Это - важное условие успешной работы.

Часть элементов (равновесие, шпагат и полушпагат) осваивается прямо на полу. Для выполнения отдельных прыжков подойдет трамплин или стандартный Инвентарь перед занятием проверяют на предмет неисправностей и шероховатостей. Обязательное условие его использования - организованная уборка после урока.

Организация учебных акробатических занятий в школе

Акробатические упражнения на уроках физкультуры в школе начинаются с общего построения и рапорта дежурного. Преподаватель объясняет основную задачу, проверяет наличие формы, отмечает отсутствующих.

Акробатические упражнения для детей противопоказаны в случаях недомогания, переутомления или апатии. В подобных ситуациях учитель должен суметь разобраться состоянии ученика и, при необходимости, временно отстранить от занятия.

В ходе урока пристальное внимание должно уделяться страховке, особенно в рискованных элементах. Уже на первых занятиях важно выработать у детей навыки самострахования, научить ориентации в пространстве и выходу из рискованных положений.

По окончании каждого урока вновь проводится построение, преподаватель озвучивает выводы и замечания. Неорганизованное завершение урока не допускается.

Теперь рассмотрим и систематизируем виды акробатических упражнений.

Группировки

Это согнутое положение тела. При группировках локти прижимаются к туловищу, колени подтягиваются к плечам, кисти обхватывают голени. Спина при этом округлена, голова на груди, колени слегка разведены.

Самые типичные группировки - на спине, сидя или в приседе. Главное требование при их освоении - быстрота действий. Так, из стойки с поднятыми руками быстро приседают и группируются, из положения лежа на спине переходят к группировке с касанием пола затылком и т. п.

Перекаты

Это акробатическое упражнение представляет собой с обязательным последующим касанием опоры. При перекате переворачивания через голову не производятся. Он может иметь вспомогательный характер или являться самостоятельным упражнением. Иногда перекат - связующее звено между основными элементами.

Перекат назад выполняется так: из основной стойки группируются и перекатываются назад до касания пола затылком. Сохраняя группировку, возвращаются к исходному положению.

Другой способ

Вариант - приняв основную стойку, наклониться вперед, руки сзади внизу. Опираясь о пол с прямыми ногами, согнуться, захватив руки под коленями и плавно перекатиться назад, коснувшись кончиками носков пола за головой. Затем перекатиться в положение седа.

При перекатах в сторону тело выводится из равновесия в одну из сторон (правую или левую) . Плечо и предплечье последовательно касаются пола. Перекат осуществляется в противоположную сторону, затем принимается исходная позиция.

Может быть перекат в сторону из седа (так называемый крутой перекат) с ногами вместе или врозь. Другой его вид - перекат в сторону прогнувшись (делается из положения лежа на животе или спине).

Необходимая страховка при этом - стоя сбоку, поддерживать выполняющего подход под бедро одной рукой, другой - под плечо.

Кувырки

Кувырком называется акробатическое упражнение в виде вращательного движения туловища с переворотом через голову. Его особенность - в последовательном касании разными частями тела опоры.

Кувырок назад может быть в группировке или согнувшись. Первый делается, присев в упоре и опираясь руками о пол. Сильно оттолкнувшись руками, нужно перекатиться назад и перевернуться через голову, затем вернуться в присед.

Кувырок согнувшись - приняв основную стойку, наклоняются вперед, садятся, держа ноги прямо. Движение продолжают перекатом назад через спину. Затем выходят в основную стойку.

Подстраховку при этом осуществляют, помогая в момент переворота одной рукой за плечо, второй - под спину.

Сложнее в исполнении тот же кувырок с перекатом через плечо. Выполняется, как правило, из седа, с соединенными ногами и разведенными руками по бокам, путем переката назад.

При касании пола лопатками нужно резко разогнуться, направив ноги вверх. Одновременно повернуть голову вбок и опереться рукой рядом с ней. Перекатиться через грудь, затем через живот. Выпрямить руки и затем поднять голову.

Тренер при выполнении учеником упражнения стоит сбоку и страхует за голени.

Также существует кувырок назад, выполняемый через плечо.

Кувырки вперед аналогично делятся на те, что проводятся согнувшись, в группировке, т. н. длинный с прыжка или из - последний вариант чаще изучают юноши.

Стойка

Так называют акробатическое упражнение, при котором тело принимает вертикальное положение ногами вверх в упоре. Это - вид ограниченного равновесия. Может быть разной категории трудности. Упор делается на плечах, лопатках, руках, голове и др.

Основной вариант - стойка на лопатках. Опора при этом - на затылок, шею, локти и лопатки с поддержкой поясницы. Тренер при этом страхует сбоку за ногу.

И голове (одновременно) производится из упора присев или седа на пятках, а также из других положений.

Стойка на руках сложна в исполнении в связи с необходимостью держать равновесие, часто сопровождается падением назад или вперед. Равновесие достигается нажатием пальцами или ладонями на пол. Выполняться такая стойка может махом или толчком ног.

При ее выполнении строго обязательна страховка путем придерживания за голень и бедро ноги. Сам выполняющий при падении должен переставить руки или опустить ногу, чтобы не ушибиться.

Для малышей

Методика обучения акробатическим упражнениям для учеников школ с первого по одиннадцатый класс предполагает учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. Задачи и содержание занятий меняются по мере роста и развития.

Акробатические упражнения для детей младшего возраста не отличаются большой сложностью. В первом классе изучают технику группировок и перекатов. Для поддержания интереса к обучению можно предложить детям изобразить колобка или любое животное. Каждое упражнение закрепляется многократным повтором.

Малыши постарше осваивают кувырки вперед и назад, "мостики", стойки на лопатках.

Для подростков

В пятом - восьмом классах техника акробатических упражнений усложняется, что связано с улучшающимися физическими возможностями учащихся. Увеличивается количество элементов и их разнообразие, вводятся дополнительные движения, возрастает интенсивность нагрузки.

Комплекс акробатических упражнений для детей в этом возрасте включает несколько кувырков подряд с перекатами, стойки на голове и руках, полушпагат и прыжок вверх с прогибом.

Для старшеклассников

Ближе к старшим классам программа для мальчиков и девочек начинает различаться. Юноши осваивают стойку на руках и другие более сложные по сравнению с задачами для девушек элементы.

Комплекс акробатических упражнений для девушек состоит главным образом из упражнений на гибкость. Они обязаны "осилить", например, "мост" с опусканием назад и т. п.

Акробатика как спорт

Спортсмены-акробаты проводят состязания в одиночных прыжках (как мужчины, так и женщины), в парных упражнениях (пара мужчин либо женщин или смешанная пара) и группе. На соревнованиях акробаты демонстрируют комбинации прыжков, а также вольные упражнения.

Группы акробатов исполняют художественную композицию из бросков, балансовых элементов и прыжков.

В тренировках гимнастов акробатике принадлежит большая роль. Прыжки - самое трудное в вольных упражнениях, а многие элементы на снарядах у гимнастов аналогичны акробатическим.

Основные прыжки в акробатике

Переворот чаще всего делается с разбега после подскока махом одной из ног и толчком другой. Руки при этом все время прямые. Ставят их на пол как можно дальше от той ноги, которая служит толчковой.

Переворот прыжком начинается с разбега после прыжка на две ноги с одной (так называемого наскока). При этом производится энергичный толчок сразу обеими ногами с движением туловища и рук под себя, мах назад ногами и резкое торможение.

Рондат - так называют акробатическое упражнение, которое служит для перехода от разбега к упражнениям спиной вперед. От качества его выполнения зависит весь прыжок.

Переворот колесом не имеет фазы полета, в отличие от прыжка. Он производится вращением вокруг воображаемой поперечной оси при махе одной ногой и толчке другой.

Переворот назад делается в два этапа: после ножного толчка и после ручного. Продолжительность и высота обеих фаз почти равны. Важное значение имеет быстрое сгибание ног с последующим торможением перед приземлением.

Прочие элементы акробатики

Существуют и другие виды акробатических упражнений, один из которых - полуперевороты. Большинство из них сложнее переворотов, лишь некоторые довольно просты и служат вспомогательными упражнениями.

Делается путем энергичного маха обеими ногами, торможения, толчка руками и приземления на прямые ноги.

Курбет (прыжок с рук на ноги), чем-то напоминает переворот назад, вернее, его вторую половину. Посредством маха одной из ног и толчком другой выполняют стойку на руках. Не завершив ее, нужно прогнуться, быстро согнуть ноги в коленях, также быстро их разогнуть и затормозить.

Сальто - самый эффектный, но и самый сложный из прыжков в акробатике. Делается оно, вращаясь назад, вперед или в сторону. Может быть передним, маховым - требующим особой гибкости, а также задним с места.

Заднее сальто прогнувшись - сложный элемент, до его изучения требуется хорошо освоить группировку. Его вариант с поворотом делается с дополнительным вращением и выпрямлением тела.

Пируэт, или сальто с полным поворотом (на 360 градусов), существует в двух вариантах. В первом из них вращение начинается еще в положении опоры, в другом - в свободной (безопорной) стадии.

Большой популярностью у детей пользуются акробатические упражнения, которые содействуют общей и специальной физической подготовке школьников - развивают силу, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат (орган равновесия) и, что очень важно, оказывают разностороннее воздействие на двигательный аппарат учащихся. Занятия акробатическими упражнениями способствуют также развитию волевых качеств (смелости и решительности), столь необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

Благодаря разностороннему влиянию на организм занимающихся, большой эмоциональности, доступности в организации и оборудовании акробатические упражнения являются одним из важных средств физического воспитания школьников. Школьная программа по физическому воспитанию предусматривает следующие акробатические упражнения.

(рис. 182-183). Упражнения в группировке выполняются в положении сидя, в приседе и лежа на спине. Изучая группировку, необходимо следить, чтобы колени были плотно подтянуты к груди (держаться руками за голени ниже колен), локти прижаты к туловищу, спина округлена, голова наклонена вперед, стопы ног несколько разведены. При выполнении некоторых акробатических упражнений применяется «широкая» группировка, при которой захват руками ног осуществляется снаружи, за бедра, около голеней.

Перекаты (рис. 184) - движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты как самостоятельные упражнения применяются редко. В основном они используются как связующие элементы в вольных упражнениях и как подводящие упражнения при изучении сложных акробатических упражнений. Однако их следует тщательно разучивать, так как они часто применяются и при самостраховке. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись, прогнувшись. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах.

Рис. 182. а - сидя; б - в приседе; в - лежа на спине

Рис.


Рис. 184. а - из упора присев; б- из седа; в - лежа на спине; г - круговой перекат; д - вперед прогнувшись

Перекаты

  • 1. Перекаты в группировке назад, вперед из положения лежа на спине, сидя и упора присев.
  • 2. Из положения лежа на груди прогнувшись, руки вверх, перекат вправо кругом. То же в другую сторону.
  • 3. Из стойки на коленях в группировке перекаты вправо, влево.
  • 4. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатках и наоборот : из стойки на лопатках в упор присев.
  • 5. Круговой перекат - из седа ноги врозь перехват руками снаружи под коленями, лечь на правый бок и, поднимая левую ногу, левой рукой перекатиться на спину, затем на другой бок и снова в сед ноги врозь лицом в противоположном направлении.
  • 6. Перекат вперед прогнувшись - из стойки на коленях руки вдоль туловища, прогибаясь вперед на грудь (касаясь пола бедрами и животом), обратным движением прийти в упор лежа на бедрах.

Кувырки (рис. 185-187) - вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных исходных положений в конечные.

Из упора присев, выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки, наклонить голову вперед, отталкиваясь, перевернуться через голову, коснуться лопатками пола, сгруппироваться и перекатиться вперед на спине. При касании стопами пола, выпрямляясь, встать.

Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом рук вперед, разгибая ноги, опереться руками как можно дальше от ног и, оттолкнувшись ногами, выполнить кувырок в группировке. Фаза полета отсутствует.

Из полуприседа руки назад, махом рук вперед и толчком ног сделать прыжок вперед с приземлением на руки и выполнением кувырка вперед в группировке.

При обучении кувырку вперед необходимо следить, чтобы учащиеся не ставили руки близко к ногам и выполняли плотную и правильную группировку. После освоения одного кувырка следует выполнять два и более кувырка подряд. Далее рекомендуется приступать к обучению длинному кувырку и кувырку прыжком. При этом особое внимание необходимо уделить мерам предосторожности. Маты нужно класть в несколько слоев. Постепенно усложнять прыжок (изменять высоту, длину фазы полета, начальное и конечное положение тела, включать дополнительные движения рук и т.д.).

Осуществляя страховку, преподаватель должен стоять сбоку от ученика, у того места, где он должен опираться руками о мат. Одной рукой поддерживать под живот или бедра, другая рука должна находиться сверху в области шеи с тем, чтобы при необходимости помочь принять группировку.

Из упора присев сгруппироваться и выполнить перекат назад на лопатки, быстро подставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцы к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову и прийти в упор присев.


Рис. 185.


Рис. 186.


Рис. 187.

Кувырок назад через плечо - из седа с прямыми ногами перекатом назад с последовательным сгибанием и разгибанием ног в тазобедренных суставах и отведением головы влево (вправо) выполнить перекат, прогнувшись через плечо до упора лежа на бедрах.

В дальнейшем кувырки назад рекомендуется изучать, изменяя исходное (стоя ноги врозь, согнувшись, стоя на коленях и т.д.) и конечные положения тела, способы выполнения и в сочетании с другими акробатическими упражнениями. После овладения кувырками вперед и назад рекомендуется изучать их в соединениях, например: кувырок вперед - кувырок прыжком вперед ноги скрестно - поворот кругом в приседе - кувырок назад - кувырок назад через плечо в упор лежа на бедрах.

(см. рис. 116-119, 188)

Стойка на лопатках - из положения лежа на спине сгибаясь поднять ноги и таз, прогнуться, принять положение стойки на лопатках,


Рис. 188. Стойки: а - на груди; 6 - на плече; в - на предплечьях; г-на предплечьях и голове упереться руками в поясницу, локти ближе друг к другу. Стойку на лопатках можно выполнить из разных исходных положений и с опорой прямых рук.

Стойка на голове. Из упора присев, выпрямляя ноги, оттолкнуться, принять положение стойки на голове и руках. Вес тела равномерно распределить на руки и голову (опора верхней частью лба). Первоначальное изучение стойки на голове следует осуществлять с помощью партнера.

Школьный материал предусматривает изучение и других вариантов стоек: стойка на груди, стойка на плече, стойка на предплечьях, стойка на предплечьях и голове.

Стойка на руках выполняется махом одной ноги и толчком другой, толчком двух ног, силой, силой согнувшись и прогнувшись. Руки ставятся на ширине плеч, пальцы широко расставлены, плечи над кистями рук, спина слегка прогнута в поясничной части, смотреть на кисти. Первоначальное изучение стойки на руках осуществляется с помощью партнера. Далее стойка на руках с опорой стоп о стену.

Перевороты (см. рис. 119-121) характеризуются переворачиванием тела через голову с последовательной опорой рук и ног в направлении движения, выполняются вперед, назад, в сторону. Наиболее доступным из группы переворотов является переворот в сторону (колесо), включенный в школьную программу.

Переворот в сторону (см. рис. 121) - из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх, шагом левой, сгибая ее, наклониться вперед, опереться левой рукой на расстоянии шага от левой ноги, махом правой ногой и толчком левой с поворотом на 90° налево выйти в стойку на руках, ноги врозь (пошире); пройдя вертикаль, оттолкнуться левой рукой, приземлиться на правую ногу, затем оттолкнуться правой рукой и прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны, приставить правую ногу к левой, руки вниз. Рекомендуется после овладения переворотом в сторону из стойки лицом по направлению движения изучить его, стоя боком по направлению движения.

«Мосты» (см. рис. 122-126). «Мост» - максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги. Это упражнение выполняется разными способами. Оно успешно применяется в вольных упражнениях и требует хорошей подвижности в плечевых, тазобедренных суставах и грудной части позвоночника. Обучать этому упражнению следует из исходного положения лежа на спине и далее из стойки ноги врозь наклоном назад (с помощью и без).

Примерные упражнения:

  • 1) из положения лежа на спине согнуть ноги, поставить их на ширине плеч, руки опираются за плечами (пальцы к плечам). Прогибаясь, разогнуть ноги и руки, голову назад (смотреть на кисти рук). При этом плечи должны находиться над кистями, колени слегка согнуты, вес тела равномерно распределен на точки опоры;
  • 2) из стойки ноги врозь руки вверх, наклоняясь назад (смотреть на кисти), прогибаясь, поднять таз, согнуть в коленях ноги, опуститься в «мост». Необходимо следить, чтобы пребывание в положении «мост» было недлительным, так как оно затрудняет дыхание и увеличивает приток крови к голове;
  • 3) из «моста» возможны различные переходы (в основную стойку, вупорстоянаколенях,из«моста»в«мост»вращенияна360°). Переход из «моста» в «мост» поворотом кругом в различное положение (стоя на одном колене, стоя на коленях, сидя на пятках и т. д.).

«Шпагаты» (см. рис. 127-130). Приступая к обучению «шпагатам», необходимо учитывать, что мышцы и связки конечностей занимающихся получают очень большую нагрузку, поэтому следует тщательно подготавливать их к предстоящей работе.

Подготовительные упражнения:

  • 1) в выпаде правой (левой) вперед пружинящие приседания;
  • 2) «полушпагат» на полу;
  • 3) стоя у гимнастической стенки (в разных исходных положениях), поочередные махи ногами вперед, назад, в сторону;
  • 4) стоя у гимнастической стенки, отведение ног вперед, назад, в сторону с помощью партнера;
  • 5) стоя боком к гимнастической стенке, ноги врозь (пошире), правая (левая) вперед, рукой взяться за рейку на уровне пояса, пружинящие покачивания;
  • 6) то же, стоя лицом к гимнастической стенке;
  • 7) в дальнейшем «шпагат» нужно выполнять из приседа и основной стойки, опираясь на руки скольжением вперед и назад правой (левой);

Изучать упражнения на гибкость («мосты», «шпагаты» и т.д.) следует систематически, постепенно увеличивая амплитуду движения и число повторений. Невыполнение этих требований часто приводит к травмам.

Примерные акробатические соединения. Разучивая акробатические упражнения, составляются различные комбинации.

  • 1. И.п. - основная стойка. Приседая, перекат назад, скрещивая ноги, перекат вперед в упор присев, поворот кругом, кувырок вперед.
  • 2. И. п. - упор присев. Перекат назад до стойки на лопатках, перекат вперед, сесть с прямыми ногами, наклон вперед, кувырок назад в стойку на коленях, сесть на пятки, руки назад, прыжком встать.
  • 3. И. п. - основная стойка. Перекат согнувшись с прямыми ногами в стойку на лопатках, носком одной ноги коснуться мата за головой, соединить ноги, перекат вперед, скрещивая ноги, встать с поворотом кругом.
  • 4. И. п. - упор стоя ноги врозь. Кувырок вперед в положение сидя ноги врозь, захватить руками бедра под коленями, круговой перекат с поворотом кругом, руки в стороны, опираясь на руки, встать.

При обучении акробатическим упражнениям возможны ошибки. Наиболее характерные из них:

при выполнении кувырка : медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе (причина - слабый толчок ногами); опора головой о пол; неправильная группировка; опора руками сзади при завершении кувырка; неправильное положение кистей при опоре, преждевременное разгибание ног в коленных суставах; отсутствие активной опоры руками во время переворачивания через голову; при выполнении переворота : потеря направления (при опоре рук и ног не на одной линии, сгибание в тазобедренных суставах, сильный прогиб в пояснице); слабое поступательное и вращательное движения (отсутствие толчка руками и ногами); при выполнении стойки (стойка на лопатках): отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями; стойка на голове: опора головой близко крукам, сильное прогибание, согнутые и расслабленные ноги;

при выполнении «моста»: неправильное расположение рук, ног, сильно согнутые или расслабленные ноги, недостаточный прогиб в грудной и поясничной части позвоночника.

При исправлении этих ошибок следует указать на них, проверить правильность выполнения, а в некоторых случаях оказать помощь, благодаря которой ученик мог бы правильно прочувствовать выполнение данного упражнения.

Изучение акробатического упражнения начинается с выполнения подготовительных и подводящих упражнений. Эти упражнения подбираются преподавателем и выполняются под его непосредственным наблюдением. Подводящие упражнения должны преследовать цель имитации движений, которые обеспечивают выполнение данного упражнения.

Парные упражнения (рис. 190-192). Уверенность и легкость выполнения парных упражнений (кувырки и поддержки) во многом зависят от правильности хватов руками. Существуют следующие хваты (рис. 189):


Рис. 189. Акробатические хваты: а - простой; б - лицевой; в - за большие пальцы; г - пальцами; д - глубокий; е - плечевой

  • - простой хват, при котором партнеры соединяют одноименные руки, второй и третий пальцы разводят и обхватывают ими запястье;
  • - лицевой хват, при котором правая рука одного партнера соединяется с левой рукой другого, причем кисти одного развернуты наружу, другого - направлены прямо;
  • - хват за большие пальцы",
  • - хват пальцами ;
  • - глубокий хват, при котором партнеры держат друг друга за запястье;
  • - плечевой хват, при котором один из партнеров держит другого за плечо, а другой - под локоть.

Хват может быть одноименным (правой за правую), разноименным (правой за левую) и скрестным.

Кувырок вперед вдвоем, взявшись под руки. Приседая, опереться о пол руками, находящимися снаружи, оттолкнуться одновременно ногами, выполнить кувырок вперед. В момент переворачивания свободной рукой захватить голень одноименной ноги (плотная группировка).


Рис. 190.


Рис. 191.

Рис. 192.

(см. рис. 190). Один из партнеров лежит на спине, подняв прямые ноги, второй стоит за головой лицом к нему. Оба захватывают друг друга за ноги у голеностопных суставов. Наклоняясь вперед, второй отталкивается ногами, ставит согнутые в коленях ноги первого на пол на ширину плеч, сгибая руки, выполняет кувырок, поднимая ногами партнера, и так поочередно выполняет кувырки (2-3 и т.д.). Желательно на первом этапе обучения подбирать партнеров, примерно одинаковых по весу и росту, и оказывать помощь, стоя сбоку.

Поддержки (см. рис. 191, 192). Упражнения в поддержках очень разнообразны. Они могут с успехом применяться на первых этапах обучения на уроках гимнастики. С их помощью вырабатывается чувство согласованности движений, приобретаются навыки в балансировке, осваиваются простейшие способы страховки, воспитываются некоторые физические качества.

Слайд 2

Тема Урока: «Акробатические упражнения»

Задачи урока:

  1. Выполнить строевые упражнения.
  2. Совершенствовать технику выполнения акробатических упражнений.
  3. Развить физические качества.
  • Слайд 3

    Ход урока

    • Вводно-подготовительная часть: 15 мин.
    • Основная часть: 27 мин.
    • Заключительная часть: 3мин.
  • Слайд 4

    Вводно-подготовительная часть

    • Построение в шеренгу. Рапорт. Приветствие.
    • Сообщение задач урока.
    • Теоретические сведения.
    • Перестроение из одной шеренги в две и обратно.
    • Легкий бег.
    • Общеразвивающие упражнения на месте.
  • Слайд 5

    Теоретические сведения

    Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности.

    Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь». От этого слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика». В наше время слова «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости.

    Слайд 6

    Перестроение из одной шеренги в две и обратно

    Перестроение выполняется после предварительного расчета на первый – второй по команде: «В две шеренги - стройся!» По этой команде первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, при­ставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают за вторым номером. Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу - стройся!», при этом все действия вы­полняются в обратном порядке.

    Слайд 7

    Легкий бег

    Выполнять бег нужно в среднем темпе. Так же, необходимо следить за правильной осанкой, умением держать тело свободно и непринуждённо, как при обычной ходьбе.

    Слайд 8

    Общеразвивающие упражнения на месте

    1. И. п.- основная стойка, движение на месте. Шаг с левой ноги, правую руку вверх, левую назад и наоборот
    2. И. п. - левую руку на пояс, правую в сторону, правая нога впереди, на каждый шаг менять положение рук
    3. И. п. - левую руку за голову, правую вверх, правая нога впереди, на каждый шаг менять положение рук
    4. И. п. - руки в стороны, высоко поднимая прямую ногу, хлопок под ногой, один шаг делать на два счета
    5. И. п. - встать в позу «на четвереньки», сделать четыре шага на носках, выпрямиться, сделать четыре обычных шага
    6. Прыжки приставными шагами левым боком вперед, то же правым боком вперед
  • Слайд 9

    Акробатические упражнения

    1. Кувырок вперёд из упора присев.
    2. Кувырок назад из упора присев.
    3. Стойка на лопатках.
    4. Мост из положения лёжа на спине.
  • Слайд 10

    Кувырок вперёд из упора присев

    Ступни слегка расставлены, колени врозь, опираемся руками о мат на расстоянии полшага от ступней. Кувырок делается толчком ног больше вперёд, чем вверх, подбородок прижимается к груди. В начале кувырка слегка касаемся гимнастического мата затылком и почти одновременно лопатками. В момент, когда лопатки коснутся мата, надо захватить руками ноги у голеностопных суставов и прижать колени к груди.

    Слайд 11

    Кувырок назад из упора присев

    При выполнении кувырка назад из упора присев, разгибаясь, перекатится на спину, энергично поднять согнутые ноги в коленях (принять положение плотной группировки). Продолжая перекат назад, поставить согнутые в локтях руки на пол возле головы и, опираясь на руки, перейти в упор присев.

    Слайд 12

    Стойка на лопатках

    • Стойки выполняются на гимнастическом мате.
    • Тело вертикально закреплено, колени и носки натянуты.
    • Локти на ширине плеч, кисти закреплены и упираются в поясницу.
  • Слайд 13

    Мост из положения лёжа на спине

    Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновре­менно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад.

  • Слайд 14

    Заключительная часть

    • Построение в одну шеренгу.
    • Подведение итогов уроков.
    • Переодевание в раздевалке.
    • Организованное возвращение в класс.
  • Слайд 15

    Список используемых источников

    1. Баршай, В.М. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, Н.В. Курысь, И.Б. Павлов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
    2. Лях, В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. – М. : Просвещение, 2011
    3. Иванов, К.М. Строевые упражнения на практических занятиях по спортивным дисциплинам: учебное пособие для студентов физкультурных учебных заведений / К.М. Иванов, Б.П. Кашеваров. – Л. : Изд-во Ун-та Лесгафта, 2008
  • Посмотреть все слайды

    Презентация акробатических упражнений.

    Акмолинская область, Аршалынский район, Аршалынская средняя школа №2 учитель физкультуры: Дмитриев Павел Юрьевич.


    ПОЛОЖЕНИЯ В СТОЙКАХ

    Стойка на правом (левом) колене - при обычном способе выполнения одну ногу поднимают и, сгибая, отводят назад. Одновременно с этим сгибают другую ногу, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу.

    Стойка на коленях - стойка, в которой колени, голени и носки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты.

    Стойка на лопатках - выполняется с опорой лопатками и затылком . Обычно руки упираются в поясницу.

    Стойка на голове - выполняется с опорой головой и руками.

    Стойка на руках - выполняется на прямых руках, тело вертикально .


    ПОЛОЖЕНИЕ В УПОРАХ

    Упор присев - присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо .

    Упор стоя на коленях - опора руками и коленями, носки вытянуты .

    Упор лежа - занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Термин «спереди» принято опускать .

    Упор лежа сзади - учащийся обращен к опоре спиной .


    ПОЛОЖЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ

    Равновесие - это положение, в котором учащийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, подняв другую ногу назад до отказа и руки в стороны. Для принятия равновесия из основной стойки отвести одну ногу максимально назад и прогнуться. Сохраняя такое положение, сделать наклон вперед.

    Боковое равновесие - одноименная рука вверх, положение другой – оговаривается.

    Заднее равновесие - отвести одну ногу максимально вперед и прогнуться назад. Положение рук оговаривается.

    Типичные ошибки.

    При наклоне туловища вперед нога опускается.

    Не полностью выпрямлена опорная нога.

    Страховка и помощь.

    Стоя сбоку со стороны отводимой ноги, одной рукой помогать под плечо, другой под бедро.

    равновесие боковое равновесие одноименная заднее равновесие

    вверх, другая на пояс руки в стороны


    ПОЛОЖЕНИЕ ШПАГАТА

    Шпагат - сед с предельно разведенными ногами (в стороны),туловище вертикально, руки в стороны.

    Шпагат правой (левой) - указывается нога, находящаяся спереди .

    Полушпагат - сед на пятке согнутой вперед ноги, другая сзади, туловище вертикально, руки в стороны .

    Типичные ошибки.

    Туловище наклонено вперед.

    Стопа согнутой ноги отведена в сторону.

    Отведенная назад нога согнута в колене.

    Руки согнуты.

    шпагат шпагат правой полушпагат


    ПОЛОЖЕНИЕ В ВЫПАДАХ

    Выпад выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее.

    Выпад правой (левой) - выставление ноги вперед с одновременным сгибанием ее так, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу (а).

    Выпад назад - выставление ноги назад (б).

    Выпад с наклоном - соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с наклоном (в).

    Глубокий выпад - выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указываются дополнительно. Например, глубокий выпад правой, руки в стороны - назад ( г).


    АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Кувырок вперед.

    Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев.

    Типичные ошибки.

    Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).

    Отсутствие отталкивания ногами.

    Недостаточная группировка.

    Неправильное положение рук.

    Опора руками сзади при переходе в упор присев.

    Страховка и помощь.

    Партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.


    АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Кувырок назад в группировке.

    Из упора присев, тяжесть тела перенести на руки, затем отталкиваясь

    руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев.

    Типичные ошибки.

    Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).

    Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через голову.

    Неплотная группировка.

    Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания через голову.

    Медленное переворачивание.

    Страховка и помощь.

    Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, подтолкнуть под спину.


    АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Кувырок вперед в стойку на лопатках.

    Из упора присев или упора стоя на коленях, разгибая ноги, согнуться в тазобедренных суставах и, наклоняя голову на грудь, опуститься на шею и лопатки. Далее, не отрывая носки от пола, подставляя руки под спину, поднять ноги в стойку на лопатках, перекатом вперед в группировке встать.

    Типичные ошибки.

    Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед.

    Постановка рук с широко разведенными локтями.

    Ошибки, типичные для стойки на лопатках.

    Страховка и помощь.

    Во избежание сильного вращения и возможного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках.


    АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Кувырок назад в полушпагат.

    Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу, - полушпагат.

    Типичные ошибки.

    Резкое опускание согнутой и прямой ноги.

    Сгибание ноги, отведенной назад.

    Страховка и помощь.

    Стоя сбоку, поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо.


    АКРОБАТИЧСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Длинный кувырок.

    Выполняется из полуприседа, руки назад. Махом рук вперед, разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками.

    Типичные ошибки.

    Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.

    Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.

    Появление фазы полета из-за большого расстояния между стопами и местом постановки рук.

    Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед.

    Страховка и помощь.

    Стоя сбоку у места постановки рук, одной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.


    АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Кувырок вперед прыжком с 3х шагов разбега.

    Характерная особенность техники - полетная фаза после толчка ногами, в безопорном положении тело слегка согнуто в тазобедренных суставах. После касания руками опоры выполняется кувырок вперед. Кувырок вперед прыжком выполняется из полуприседа, с шага, с разбега.

    Типичные ошибки.

    Ошибки, типичные при выполнении кувырка в группировке, длинного кувырка.

    Слишком высокая или низкая траектория в полетной фазе.

    Постановка рук под себя и резкое их сгибание.

    Страховка и помощь

    обеспечивается в фазе полета, особенно в момент прихода руками на опору. Стоя сбоку, страхующий одной рукой берет ученика за затылок, наклоняет его голову вперед, а другой рукой помогает снизу под бедро.


    АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Стойка на лопатках.

    Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, упереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.

    Типичные ошибки.

    Сгибание в тазобедренных суставах. Тело отклонено от вертикальной плоскости. Широко разведены локти.

    Страховка и помощь.

    Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно (по мере необходимости) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками.


    АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Стойка на голове согнув ноги.

    Упражнение является подводящим для освоения стойки на голове и руках. Из упора присев, разгибая ноги, опереться головой о мат, перенося массу тела на руки и голову, без толчка и маха согнуть к груди сначала одну ногу, затем другую, принимая стойку на голове согнув ноги.

    Типичные ошибки.

    Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя.

    Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника).

    Сгибание ног не к груди, а за спину.

    Страховка и помощь.

    Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая одной рукой под спину, другой за голени.


    АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Стойка на голове и руках.

    Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний треугольник, толчком ног, стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения.

    Типичные ошибки.

    -Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя).

    -Голова поставлена близко или далеко от рук.

    -Неполное разгибание в тазобедренных суставах.

    -Излишнее прогибание в пояснице.

    -Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты.

    Страховка и помощь.

    Стоя сбоку, одной рукой

    поддерживать за голень снизу,

    другой под спину.

    При выходе в стойку поддерживать

    одной рукой за бедро, а другой за

    голень, добиваясь точного

    вертикального положения.


    АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Мост» из положения лежа на спине.

    Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад.

    Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение. При выполнении стремиться полностью разогнуть ноги и перевести массу тела на руки

    Типичные ошибки.

    Ноги в коленях согнуты, ступни на носках.

    Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей.

    Руки и ноги широко расставлены.

    Голова наклонена вперед.

    Страховка и помощь.

    Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.


    АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Стойка на руках махом одной и толчком другой.

    Стоя на маховой ноге, толчковую вперед на носок, руки вверху ладонями вперед, шагом сделать выпад, наклонить туловище вперед, поставить прямые руки на пол на ширине плеч и махом одной, толчком другой выйти в стойку на руках. В стойке ноги соединить, смотреть на пол, немного наклонив голову назад.

    Типичные ошибки.

    Неправильное положение головы (не отклоняется назад).

    Слишком прогнутое тело.

    Слишком широкая или узкая постановка рук.

    Не полностью выпрямлено тело в плечевых и грудинноключичных суставах.

    Страховка и помощь.

    Помогать со стороны маховой ноги,

    вытянув одну руку вперед

    (над местом постановки рук),

    второй захватить ученика за

    бедро или голень маховой ноги.

    Поднятая рука служит ориентиром.

    Учащийся должен остановиться в

    момент касания ее ногами.

    Акробатические упражнения не только выглядят красиво в действии, но и значительно улучшают физические возможности человека. В этой обзорной статье рассмотрены простейшие акробатические элементы, которые входят в основы физкультуры и формируют базу гимнастики.

    Суть акробатики

    Акробатика как умение доступна далеко не каждому, поэтому ею начинают заниматься с детства. Это разновидность спортивной активности и особый вид гимнастики, который направлен на развитие определённых физических характеристик человека, а именно:

    • силы;
    • балансировки;
    • ориентировки в пространстве;
    • гибкости;
    • ловкости;
    • прыгучести;
    • точности движений;
    • скорости совершения действий;
    • тренировки вестибулярного аппарата.

    Помимо физических характеристик, воспитываются и психологические качества:

    • исполнительность;
    • организованность;
    • ответственность;
    • смелость;
    • осторожность;
    • решительность;
    • сила воли;
    • согласованность с партнёром.
    Данный вид спорта довольно универсален и входит в состав многих других видов спортивной активности:
    • как базовые элементы на уроках физкультуры в школе;
    • в составе общеукрепляющих спортивных упражнений;
    • в комплексе занятий, связанных с похудением;
    • в профессиональной подготовке спортсменов различных направлений – от гимнастов, до пловцов и хоккеистов.

    Важно! Акробатика является базой для любой физической активности. Она включает элементарные упражнения, доступные к выполнению практически каждым. По мере развития навыков и улучшения физической подготовки они значительно усложняются.

    Занятия акробатикой увеличивают мышечную силу и растяжимость мышц, укрепляют мышечный корсет, сердечно-сосудистую систему и суставно-связочный аппарат, что позволяет усовершенствовать двигательные способности и достичь хорошего физического развития.

    Весь комплекс акробатических упражнений имеет разделение на 3 больших блока:

    • балансировку;
    • прыжки;
    • бросковые упражнения.

    Занятия всегда начинаются с подготовительной части, в которой есть разминка и разогревание мышц. После этого наступает основная часть с выполнением непосредственно акробатических умений.

    Для начинающих это элементарные упражнения вроде мостика, кувырков и шпагата. По мере освоения простые упражнения усложняются от уровня к уровню. Заканчивается занятие разминкой, когда даются расслабляющие упражнения, при выполнении которых мышцы отдыхают.

    Виды упражнений

    В каждый из 3-х блоков акробатических умений входят конкретные специальные задания. Так, к балансированию, суть которого состоит в том, чтобы сохранять собственное равновесие или уравновешивать партнёра, относятся такие виды упражнений:


    Блок акробатических прыжков подразумевает подпрыгивания, которые сопровождаются вращательными или полувращательными движениями тела, а также с использованием опоры и без неё. В блок входят:
    • перекаты;
    • кувырки;
    • полуперевороты;
    • перевороты;
    • сальто.
    Последний блок бросковых трюков включает:
    • броски партнёра;
    • ловлю партнёра.

    Знаете ли вы? В древности сальто называлось «вальто мортале», что переводится с итальянского как «смертельный прыжок». Тогда это упражнение действительно считалось смертельным и выполнялось кувырком в воздухе с подкидного трамплина.

    Основные группы

    Все акробатические упражнения можно разделить на две большие группы - те, которые выполняются в динамике, и статического характера.

    Динамические упражнения

    Динамические акробатические элементы выполняются в движении и представляют собой вращение тела спортсмена. Оно (равно как и переворачивание через голову) может быть как полным, так и частичным.

    Касательно наличия опоры или её отсутствия переворачивание бывает:

    • с опорой (кувырки);
    • с промежуточной опорой (перевороты);
    • без опоры (сальто).

    Рассмотрим подробнее каждое упражнение из динамической группы:


    Знаете ли вы? Наиболее значимый фактор снижения гибкости - это не старение организма, а сидячий образ жизни, когда мышцы атрофируются.

    Статические упражнения

    Эта группа содержит упражнения, которые выполняются без движения, в статическом положении, и заключаются в поддержании тела так, чтобы оно приняло определённую позу, и в сохранении его равновесия.

    К статической группе относятся:


    Условия и инвентарь

    Занятия по акробатике проводятся в спортивном или гимнастическом зале, в котором должны быть соблюдены следующие условия:

    • температура в помещении от +15 ℃;
    • влажность воздуха до 40%;
    • освещение от 200 лк.

    Все обучающиеся должны быть одеты в спортивную форму и иметь специальную обувь для занятий акробатикой. Одежда должна соответствовать следующим требованиям:
    • лёгкая, из натуральных тканей;
    • удобная, не стесняющая движений;
    • под одежду на область живота надевается бандаж в виде резиновых лент / пояса.

    Важно! Чаще всего костюм акробатов представляет собой хлопковые майку и трусы или гимнастический купальник для девушек и гимнастические майку и спортивные брюки для юношей. Такая форма не стесняет движения и позволяет тренеру увидеть, правильно ли выполняются все комбинации.

    Обувь для занятий шьётся специальная. Это ботинки из мягкой кожи, парусины или брезента с мягкой выворотной кожаной подошвой. Используются именно ботинки, а не туфли, так как защищают голеностопный сустав от растяжения и травм. В противном случае травм плеча, шеи и головы партнёра при выполнении стоек, а также парных или групповых упражнений не избежать. Как вариант обуви могут использоваться гимнастические тапочки.
    Обязательным инвентарём в гимнастическом зале для занятий акробатикой являются:

    • гимнастический мат;
    • дорожка для прыжков из войлока и обшитая брезентом;
    • рейнское колесо - представляет собой два обруча, скреплённых скобами;
    • брусья;
    • батут;
    • трамплин;
    • потолочные и ручные лонжи - длинные верёвки, использующиеся в качестве страховки (нужны для выполнения особо трудных элементов);
    • бублики и фетровые шапочки - дополнительные элементы для выполнения стоек на голове.

    Знаете ли вы? Абсолютно все травмы возникают от недостатка гибкости и дефицита растяжки.

    Функции акробатики

    Акробатические занятия, в первую очередь, выполняют такие 2 основные функции:

    1. Усовершенствование двигательной сферы человека, что позволяет оздоровить организм, улучшить собственные физические возможности. Тогда практически любой вид физической деятельности, даже если он не связан напрямую с акробатикой, становится по силам.
    2. Создание зрелищности, что выводит акробатику на более сложный уровень спортивной дисциплины и циркового искусства, а также выступает как незабываемое зрелище для зрителей (особенно если движения совершаются под музыку).

    Помимо вышеперечисленных функций, эта разновидность гимнастики:
    • улучшает физическую форму;
    • тренирует все мышцы тела;
    • совершенствует контроль над телом;
    • укрепляет сердце и сосуды;
    • способствует повышению иммунитета;
    • нормализует метаболические процессы;
    • формирует правильную и красивую осанку;
    • позволяет поддерживать тело в спортивной форме и не набирать вес;
    • создаёт эстетически привлекательный внешний вид тела.

    Важно! Никогда не приступайте к выполнению «шпагата » без хорошего разогрева, иначе данная попытка будет чревата травмами, растяжением или даже разрывом мышц.

    Упражнения для начинающих

    Не все акробатические элементы являются сложными в исполнении. Простейшие могут выполнять не только дети, но даже взрослые без специальной длительной подготовки (достаточно иметь растяжку).

    «Ласточка»

    «Ласточка» - базовое упражнение, которое входит в школьные уроки физкультуры. Его суть заключается в умении длительное время удерживать равновесие, стоя на одной ноге.Существует более простой способ выполнения, который подходит начинающим взрослым, и более сложный - для детей.

    Простая «ласточка» выполняется в коленно-локтевой позе:

    • встать на четвереньки, опереться локтями в пол, держа их под прямым углом и строго под плечевыми суставами;
    • одну ногу отвести назад и распрямить так, чтобы нога, спина и голова образовывали прямую линию;
    • замереть на 5 секунд;
    • упражнение можно усложнить отведением ноги ещё выше, чтобы стопой можно было коснуться головы.

    Видео: техника выполнения акробатического упражнения «Ласточка» Более сложная «ласточка» выполняется с балансированием на одной ноге, которое положено в основу многих более сложных трюков:

    • встать, держа спину ровно, а колени - прямыми;
    • одну ногу, втягивая колено и держа её прямой, отвести назад;
    • наклонить туловище вперёд, спина ровная;
    • руки развести в стороны (они должны быть с туловищем в одной плоскости);
    • удерживаться на одной ноге (другая нога и спина должны образовать прямую линию);
    • сохранять равновесие, не сгибая колено и спину;
    • задержаться в позиции на 5 секунд;
    • со временем можно увеличивать время нахождения в позиции.

    Видео: техника выполнения упражнения «Ласточка»

    «Корзинка»

    При выполнении этого элемента растягиваются передние мышцы бёдер и туловища. Поступать следующим образом:

    • занять позицию «лёжа на животе»;
    • согнуть ноги в коленях, подняв ступни в сторону головы;
    • приподнять голову и грудную клетку над полом, дотянувшись руками назад к ногам и обхватив ладонями ступни;
    • потянуть ноги к голове, прогибаясь в спине;
    • таз держать на полу, а бёдра, верхнюю часть живота и грудную клетку попытаться оторвать от пола, образовывая телом так называемую корзинку.
    Этот упражнение довольно простое в исполнении, эффективно растягивает большое количество мышц и тренирует держать равновесие.

    Видео: техника выполнения упражнения «Корзинка»

    «Продольный шпагат»

    Берёт своё начало в гимнастике. На первый взгляд, оно кажется простым, однако для его выполнения требуется хорошая растяжка мышц. Достичь такого уровня невозможно за несколько занятий. Чем старше человек, тем тяжелее растягиваются его мышцы. Понадобятся несколько недель планомерных тренировок, чтобы освоить данное упражнение.

    Техника выполнения «шпагата» довольно проста:

    • приступать к упражнению можно только после активной разминки;
    • одной ногой встать на колено, а другую вывести вперёд, согнув её в коленном суставе под прямым углом;
    • принять положение «упор ладонями в пол»;
    • ногу, которая стоит коленом на полу, медленно отвести назад, стараясь выровнять колено;
    • переднюю ногу постепенно выводить вперёд, тоже выравнивая колено;
    • совершать пружинистые покачивания вверх-вниз при выравнивании колен и разведении ног.

    Видео: техника выполнения упражнения «Продольный шпагат» Цель «шпагата» - полностью сесть на пол, чтобы ноги, разведённые в противоположные стороны, лежали на полу, образовывая одну сплошную ровную линию. Когда будет достигнута необходимая растяжка, пружинистые покачивания не понадобятся, и вы сможете на шпагат сесть сразу.

    Знаете ли вы? Существует миф: для того, чтобы сесть на шпагат, достаточно просто регулярно растягивать мышцы. Это не совсем так, ведь мышечные волокна, лишённые тонуса, тянутся гораздо хуже. Поэтому нужно чередовать растяжку и силовые упражнения.

    «Поперечный шпагат»

    По технике выполнения практически такой же, как и продольный, только ноги расходятся прямой линией в стороны по бокам от туловища, а не вперёд-назад.

    Техника выполнения почти одинаковая:

    • после разминки присесть на корточки;
    • сделать упор ладонями в пол;
    • развести ноги в стороны, выравнивая колени;
    • стараться опускать таз как можно ниже к полу, пока полностью не сядете;
    • если между тазом и полом остаётся промежуток, сделать несколько пружинистых движений, затем принять исходную позицию.

    Видео: техника выполнения упражнения «Поперечный шпагат» Когда растяжка будет достаточной для того, чтобы полностью сесть на шпагат, становиться на колени или на корточки будет не обязательно. Вы сможете из позиции «стоя на прямых ногах» просто «разъезжаться» в шпагат.

    После того как растяжка станет хорошей, и вы освоите продольный и поперечный «шпагаты», многие другие акробатические упражнения покажутся лёгкими, так как большинство из них выполняются на основе вышеописанных базовых элементов. Все эти базовые упражнения используются также и в гимнастике.

    Организация акробатических занятий в школе

    Многие базовые акробатические упражнения входят в школьную программу уроков по физкультуре для детей, так как довольно просты в исполнении и обеспечивают гармоничное физическое развитие школьников от первых до выпускных классов.

    Для малышей (1-4 класс)

    Занятия для детей младших классов направлены на формирование умения группироваться, владеть своим телом, держать равновесие и подразумевают выполнение простых упражнений:

    1. Группировка - положение тела полусогнутое, колени подтянуты к плечам и слегка разведены, чтобы голова была между колен, ладони обхватывали колени спереди, а локти прижаты к туловищу. Это основа многие других акробатических элементов.
    2. Перекаты - нужны для того, чтобы подвести ученика к выполнению кувырков.
    3. Кувырки - вперёд, назад и в сторону.
    4. Стойка на лопатках, и колени согнуты.
    5. «Берёзка» - стойка на лопатках с ровными ногами.
    6. «Мостик» - поднятие происходит с пола, после усложняется через опускание руками по стене.
    7. Висы на перекладине.
    8. Прыжки через скакалку.
    9. Прыжки в длину с места и с высоты.
    10. Перепрыгивание через бревно.

    Видео: акробатическе упражнения для малышей

    Для подростков (5-8 класс)

    Все предыдущие элементы остаются и в занятиях для детей 12-16 лет, но усложняются:

    • «мост» - выполняется из позиции стоя, прогибаясь в спине назад;
    • лазанье по канату;
    • прыжки через коня или козла;
    • двойные и тройные кувырки вперёд-назад;
    • «берёзка», выполняемая после кувырка вперёд;
    • размахивание на брусьях;
    • стойка на голове с согнутыми ногами в коленях и с упором на голову и кисти;
    • кувырок назад с выходом в полушпагат (когда одна нога прямо отводится назад, а вторая согнута в колене, таз опущен на согнутую ногу);
    • длинный кувырок через прыжок вперёд, когда касание пола головой происходит не менее чем в 60 см от носков.

    Видео: акробатические упражнения для подростков

    Для старшеклассников (8-11 класс)

    Задания уже более сложные и подразумевают, что юноши и девушки имеют определённый уровень физической подготовки - достаточную растяжку, силу и выносливость. Вот пример таких упражнений:

    • стойка на голове - ноги прямые; упор делается на макушку и кисти;
    • кувырок назад через стойку на руках;
    • усложнения «моста» поворотом на упор одним коленом;
    • кувырок после разбега из трёх шагов и прыжка;
    • кувырок с прыжком через преграду;
    • боковой переворот колесом.

    Занятия физкультурой, включающие акробатические элементы, должны проводится высококвалифицированным тренером и со всем надлежащим оборудованием. Обязательно соблюдение техники безопасности.

    Все сложные упражнения сопровождаются страховкой, поэтому акробатические группы должны быть небольшими - до 15 человек, чтобы тренер мог проследить за каждым обучающимся и оказать помощь в исполнении и подстраховать его.

    Знаете ли вы? Анатомические особенности позволяют мужчинам легче освоить поперечный шпагат, а женщинам - продольный.

    Акробатика - вид спорта, которому легче всего обучиться в детстве. Он укрепляет организм, растягивает мышцы, повышает силу и выносливость. Однако это не только способ совершенствования физической культуры; это ещё и зрелищное представление, ведь акробатические трюки выглядят эстетически красиво. Базовые упражнения могут освоить люди любого возраста при достаточном упорстве и желании, однако в детстве они даются наиболее легко.


    Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении