Спортивный портал - Aquaclub35

Что такое кумулятивный тренировочный эффект. Специальная. Биологические принципы спортивной тренировки

Не всякая даже систематическая физическая активность может рассматриваться как тренировка, поскольку повышение функциональных возможностей отдельных органов, систем и всего организма в целом, т. е. тренировочные эффекты, возникает только в том случае, если систематические функциональные тренирующие нагрузки достигают или превышают некоторую пороговую нагрузку. Такая пороговая тренирующая нагрузка должна заведомо превышать обычную (повседневную бытовую или привычную тренировочную) нагрузку. Поэтому принцип пороговых нагрузок часто обозначают как принцип прогрессивной (нарастающей) сверх нагрузки .

Наиболее существенное правило при выборе пороговых тренирующих нагрузок состоит в том, что они должны находиться в определенном соответствии с текущими функциональными возможностями данного человека (его ведущих для данного упражнения систем). Так, одна и та же тренировочная нагрузка может быть пороговой или надпороговой (тренирующей) для малотренированного человека и ниже пороговой и потому неэффективной для высокотренированного спортсмена.

Управление специфичностью тренирующего воздействия нагрузки по мнению Верхошанского - единственный путь к повышению эффективности системы тренировки спортсменов высокого класса .

Для того чтобы выбрать оптимальный вариант тренировочной нагрузки, которая соответствовала бы данному этапу тренировки, необходимо предварительно оценить ее эффективность. При оценке следует исходить из характеристик, определяющих, преимущественно, качественную и количественную меру воздействия тренировочной нагрузки на организм спортсмена, таких, как ее содержание, объем, интенсивность и организация. Под содержанием спортивной тренировки понимается состав тренирующих средств (Матвеев, 1999).

Согласно Верхошанскому, фиксация объема нагрузки заключается, прежде всего, в систематическом и длительном нарушении гомеостаза организма, стимулирующем мобилизацию его энергетических ресурсов и пластического резерва. Функция объема может быть правильно определена в том случае, если принимается во внимание величина нагрузки, ее продолжительность и интенсивность .

Интенсивность тренировочной нагрузки (по Верхошанскому) -это критерий силы ее воздействия на организм или мера напряжения тренировочной работы. Интенсивность регулируется величиной (силой) тренирующего потенциала используемых средств, частотой их применения, интервалами отдыха между повторными нагрузками. Повышение интенсивности тренировочной нагрузки допускается на определенных этапах подготовки и только после предварительной подготовки на основе объемной низкоинтенсивной нагрузки. В систему организации тренировочной нагрузки входит соотношение средств общей, специальной и технической подготовок, в строгом согласовании со временем этапа подготовки. В теории и методике спорта тренировочная нагрузка - это обычно количественная мера выполняемой тренировочной работы. Принято различать понятия: внешняя, внутренняя и психологическая нагрузка (Матвеев, 1969; Озолин, 1970; Туманян, 1974 и др.). Виру (1981) выделяет 5 видов нагрузок:



Чрезмерно большие (околопредельные);

Поддерживающие (недостаточные для обеспечения дальнейшего роста, но достаточные, чтобы избежать обратного развития тренированности);

Восстанавливающие (недостаточные для поддержания надлежащего уровня, но ускоряющие восстановление);

Малые, не оказывающие заметного физиологического эффекта.

В дальнейшем возникла необходимость расширить представления о внешней и внутренней нагрузке. Были введены такие понятия, как тренирующий потенциал (ТП) нагрузки и ее тренирующий эффект (ТЭ). Тренирующий потенциал нагрузки включает присутствие в ее составе не только соответствующих, но и превышающих соревновательные условия по значениям максимума усилия, времени его развития и мощности метаболических процессов, обеспечивающих работоспособность спортсменов .

Роль каждого параметра физической нагрузки в значительной мере зависит от выбора показателей, по которым судят о тренировочном эффекте.

В спортивной практике для количественной оценки адаптации к мышечной работе часто используют биохимические показатели: срочный, отставленный, кумулятивный тренировочные эффекты.



Срочный тренировочный эффект характеризует срочную адаптацию. По своей сути срочный тренировочный эффект представляет собой биохимические сдвиги в организме спортсмена, вызываемые процессами, которые составляют срочную адаптацию. Эти сдвиги фиксируются во время выполнения физической нагрузки и в течение срочного восстановления. По глубине обнаруженных биохимических изменений можно судить о вклада отдельных способов выработки АТФ в обеспечение энергией проделанной работы.

Так по значения МПК и ПАНО можно оценить состояние аэробного обеспечения энергией. Повышение концентрации молочной кислоты, снижение величины рН, отмечаемые в крови после выполнения работы «до отказа» в зоне субмаксимальной мощности, характеризуют возможности гликолиза. Другим показателем состояния гликолиза является лактатный кислородный долг. Величина алактатного долга свидетельствует о вкладе креатинфосфатной реакции в энергоснабжение выполненной работы .

Отставленный тренировочный эффект представляет собой биохимические изменения, возникающие в организме спортсмена в ближайшие после тренировки дни, то есть в период отставленного восстановления. Главным проявлением отставленного тренировочного эффекта является суперкомпенсация веществ, используемых во время физической работы. К ним следует отнести мышечные белки, креатинфосфат, гликоген мышц и печени.

Кумулятивный тренировочный эффект отражает биохимические сдвиги, постепенно накапливающиеся в организме спортсмена в процессе длительных тренировок. В частности кумулятивным эффектом можно считать прирост в ходе длительных тренировок показателей срочного и отставленного эффектов.

Кумулятивный эффект обладает специфичностью, его проявления в значительной степени зависят от характера тренировочных нагрузок .

Положительное взаимодействие тренировочных эффектов наблюдается лишь при задании новой тренировочной нагрузки в состоянии сверхвосстановления (возросших функциональных возможностей). Слишком большой перерыв между тренировками приводит к воздействию на тренируемую функцию в состоянии утраченной компенсации и не может привести к закреплению адаптационных изменений, вызванных предыдущими тренировками. Недостаточный отдых между тренировками приводит к тому, что нагрузка на тренируемую функцию задается еще до того, как функция восстановится после предыдущей тренировки, что, при длительном повторении такой ситуации, может стать причиной перетренированности. Поэтому тренировочный процесс, по возможности, строится таким образом, что бы в период восстановления одной тренируемой функции задаваемая нагрузка воздействовала на иную систему организма и не оказывала отрицательного воздействия на восстанавливаемую функцию.

Известно, что чем выше функциональные возможности основных систем, тем успешнее организм переносит воздействие физических упражнений, а чем больше уровень переносимых нагрузок, тем интенсивнее растут функциональные и энергетические резервы организма. Эффективность тренировочного занятия во многом зависит от того, насколько правильно выбраны тренировочные средства и их дозировка в одном занятии. Тренер (преподаватель) в значительной степени работает вслепую, если не знает, какое воздействие на организм оказывает отдельное упражнение, серия упражнений, отдельное занятие, один тренировочный день, этап тренировки. В равной степени это относится и к оздоровительным занятиям физическими упражнениями.

В настоящее время с целью выяснения воздействия физических нагрузок принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Под срочным тренировочным эффектом понимаются изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

Под отставленным тренировочным эффектом подразумевают изменения в поздних фазах восстановления - после тренировки, в последующие дни.

Кумулятивный тренировочный эффект - это изменения, произошедшие в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа занятий.

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) проводятся в соответствии с данными видами тренировочных эффектов в форме оперативных, текущих и этапных обследований, входящих в структуру медицинского обеспечения ФП.

ВПН проводятся во время оперативных, текущих и этапных обследований, входящих в структуру медицинского обеспечения ФП.

Оперативные обследования - предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта, т.е. изменений, происходящих в организме во время выполнения упражнений и в ближайший восстановительный период. В процессе оперативных обследований следует обращать внимание на:

Фиксирование различных показателей непосредственно на тренировочном занятии (после всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия);

Изучение реакции организма до тренировочного занятия и через 20-30 минут после него (в покое или после дополнительной нагрузки);

В текущих наблюдениях оценивается отставленный тренировочный эффект, т.е. эффект в поздних фазах восстановления (через день после занятия и последующие дни). Конкретное время этих наблюдений может быть различным:

Ежедневно - утром в условиях учебно-тренировочных сборов или перед тренировочным занятием;

Ежедневно утром и вечером в течение нескольких дней;

В начале и в конце одной или двух недель;

На следующий день после занятия (утром или перед занятием, т.е. через 18-20 часов после 1-го занятия), а иногда и в последующие дни.

Этапные обследования имеют огромное значение для совершенствования планирования и индивидуализации тренировочного процесса, т.к в них оценивается кумулятивный тренировочный эффект за определенный период. Их рекомендуется организовывать каждые 2-3 месяца (необходимо иметь в виду, что следует исключить предшествующие физические нагрузки). Важную информацию тренер (преподаватель) получает при анализе данных самоконтроля занимающегося. Эта информация сопоставляется с материалами текущих обследований при ВПН и позволяет оценивать эффективность построения тренировочного процесса, своевременно выявлять тенденцию к развитию перетренированности.

– это качественная и количественная мера тренировочных и соревновательных упражнений, вызывающих в организме спортсмена выраженные функциональные изменения и стимулирующих адаптационные процессы. Выделяют следующие стороны нагрузки:

- внешняя сторона нагрузки – показатели объёма, интенсивности упражнений и т.п.;

- внутренняя сторона нагрузки – реакция организма на выполнение упражнения.

Одна и та же, задаваемая по внешним параметрам нагрузка вызывает различную реакцию организма в зависимости от состояния спортсмена и построения тренировки. В конечном итоге эффект тренировки зависит не от кого, какие упражнения и в каком объеме выполнил спортсмен, а от того, какие изменения в организме вызвали эти упражнения.

Принято выделять три разновидности тренировочного эффекта:

- Срочный тренировочный эффект – это текущая реакция организма на выполняемое упражнение или состояние организма в первые 30-60 минут восстановления после окончания нагрузки. Он зависит от следующих пяти компонентов выполняемого упражнения:

· продолжительность работы,

· её интенсивность,

· число повторений,

· длительность пауз отдыха между повторениями,

· характер отдыха.

- Отставленный тренировочный эффект – состояние организма, наблюдаемое после нескольких тренировочных занятий.

- Кумулятивный (накопительный) тренировочный эффект – состояние организма, наблюдаемое после относительно законченного цикла тренировочных занятий, подчинённых решению конкретной задачи подготовки.

На отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты большое влияние оказывает организация нагрузок:

Их упорядоченность в рамках одного и нескольких занятий,

Соотношение периодов тренировочной работы,

Восстановление после работы,

На рисунке 4 представлены факторы и условия, определяющие тренировочный эффект нагрузки (по Верхошанскому Ю.В., 1985 г.)


Рисунок 4.

Систематизировать нагрузки можно по разным основаниям:

- По глубине воздействия на различные функции организма:



· компенсаторные тренировочные нагрузки (способствуют восстановлению и более благоприятному и направленному течению процесса адаптации);

· поддерживающие тренировочные нагрузки (закрепляют, сохраняют достигнутый уровень адаптационных перестроек в организме);

· развивающие тренировочные нагрузки (стимулируют адаптационные процессы соответственно новому уровню требований);

· истощающие тренировочные нагрузки (заметно превышают порог адаптации и способны привести к перенапряжению тренируемой функции и перетренировке).

- По глубине суммарного воздействия на общее состояние спортсмена (по Платонову В.Н., 1986 г.) :

· малые тренировочные нагрузки

ü активация всех систем,

ü вхождение в устойчивую работоспособность,

ü стабильность движений,

ü восстановление не более 6-8 часов;

b) основные решаемые задачи:

ü восстановление,

ü разминка,

ü частные задачи технической и скоростной подготовки;

· 20% - 35% от максимального.

· средние тренировочные нагрузки

a) наблюдаемые признаки к концу занятия:

ü устойчивая работоспособность,

ü высокие эффективность и стабильность движений,

ü желание продолжить тренировку,

ü восстановление – 12 … 24 часов;

b) основные решаемые задачи:

ü поддержание уровня функциональной подготовленности,

ü основные задачи тактико-технической, скоростной, скоростно-силовой подготовки;

c) примерный объём упражнений:

· 40% - 60% от максимального.

· большие тренировочные нагрузки

a) наблюдаемые признаки к концу занятия:

ü скрытое (компенсируемое) утомление,

ü сохранение основных параметров эффективности техники движений,

ü восстановление – 36…48 часов;

b) основные решаемые задачи:

ü развитие выносливости,

ü повышение тренированности;

c) примерный объём упражнений:

· 65% - 85% от максимального.

· предельные тренировочные нагрузки

a) наблюдаемые признаки к концу занятия:

ü явное (не компенсируемое) утомление,

ü нарушение точности и эффективности движений,

ü восстановление – 48 …72 часа;

b) основные решаемые задачи:

ü развитие выносливости,

ü повышение тренированности;

c) примерный объём упражнений:

· 90% - 100% от максимального.

- По воздействию нагрузок на функции энергообеспечения и пластического обмена организма:

v Нагрузки первой зоны

a)направленность тренировочного воздействия – аэробная;

b) основной источник энергообеспечения – липидный обмен;

c) предельная длительность одной «порции» непрерывной работы – из-за не высокой интенсивности, работа в этой зоне может выполняться длительное время, т.е. 120 минут и более;

· показатель pH остается в пределах нормы, т.е. 7,42…7,38

· потребление кислорода может возрастать до 30 … 50% от МПК,

· ЧСС находится в пределах 110 – 130 уд/мин.;

e) нагрузки этой зоны применяются на начальных этапах тренировки с целью создания базы выносливости, в остальное время – в качестве компенсаторного, восстановительного средства тренировки.

· Нагрузки второй зоны

a)направленность тренировочного воздействия – носят также аэробную направленность, но выполняются на уровне анаэробного порога;

b) основной источник энергообеспечения – углеводы (аэробное окисление);

c) предельная длительность одной «порции» непрерывной работы – 10…30 минут;

d) биологические критерии нагрузки:

· показатель pH – 7,40…7,35

· потребление кислорода может возрастать до 50…80% от максимума,

· ЧСС находится в пределах 130 – 150 уд/мин.;

e) нагрузки этой зоны применяются для совершенствования эффективности и ёмкости аэробных процессов, способствующих развитию выносливости спортсмена.

· Нагрузки третьей зоны

a)направленность тренировочного воздействия – имеют смешанный аэробно-анаэробный характер энергообеспечения – потребление кислорода приближается к максимуму или достигает его, вместе с тем существенно возрастает роль анаэробных процессов, поскольку интенсивность работы превышает уровень анаэробного порога.;

b) основной источник энергообеспечения – углеводы (смешанное окисление);

c) подзона нагрузки А (имеет выраженный аэробный компонент):

Предельная длительность одной «порции» непрерывной работы – 5…15 минут;

· показатель pH – 7,35…7,30

· потребление кислорода приближается к максимуму, т.е. может возрастать до 80…90% от максимума,

· ЧСС находится в пределах 150 – 165 уд/мин.;

d) подзона нагрузки В (имеет выраженный анаэробный компонент):

Предельная длительность одной «порции» непрерывной работы – 4…8 минут;

Биологические критерии нагрузки:

· показатель pH – 7,30…7,25

· ЧСС находится в пределах 165 – 180 уд/мин.;

e) нагрузки этой зоны применяются для развития мощности аэробных процессов (за счёт прироста кардиореспираторной производительности). Отмечен наибольший прирост ударного и минутного объёма кровообращения от использования интервальной тренировки в этих условиях по сравнению с другими методами. К этой зоне также относят работу, направленную на развитие силовой выносливости.

· Нагрузки четвертой зоны

a)направленность тренировочного воздействия – имеют анаэробно-гликолитический характер, применяются для развития специальной выносливости;

b) основной источник энергообеспечения – окисление углеводов (анаэробный гликолиз), приводящий к значительному повышению уровня лактата в крови;

c) подзона нагрузки А :

Предельная длительность одной «порции» непрерывной работы – 2…4 минуты;

Биологические критерии нагрузки:

· показатель pH – 7,25…7,20

· потребление кислорода достигает 90…100% от максимума,

· ЧСС находится в пределах 180 – 200 уд/мин.,

d) подзона нагрузки В :

Предельная длительность одной «порции» непрерывной работы – 1…2 минуты;

Биологические критерии нагрузки:

· показатель pH – 7,20…7,10

· потребление кислорода достигает 80…100% от максимума,

· ЧСС находится в пределах 180 – 210 уд/мин.,

· метод тренировки – повторный с околопредельной интенсивностью и большими интервалами отдыха между повторениями;

d) подзона нагрузки С :

Предельная длительность одной «порции» непрерывной работы – 30 сек. … 60 сек.;

Биологические критерии нагрузки:

· показатель pH – 7,10…7,00

· потребление кислорода достигает 70…90% от максимума,

· ЧСС может достигать максимального значения,

· метод тренировки – предельные по напряженности упражнения, характерные для режимов соревновательной деятельности;

v Нагрузки пятой зоны

a)направленность тренировочного воздействия – анаэробная алактатная;

b) основной источник энергообеспечения – фосфагены (АТФ и КрТФ);

c) предельная длительность одной «порции» непрерывной работы – 10 … 20 секунд;;

d) биологические критерии нагрузки:

· показатель pH – 7,35…7,25

· ЧСС находится в пределах 160 – 170 уд/мин.;

e) нагрузки этой зоны включают упражнения спринтерской направленности. Как правило, кратковременные упражнения объединяются в серии. После каждой серии необходим достаточно длительный отдых, чтобы избежать усиления гликолиза в процессах энергообеспечения (в противном случае тренировочная работа примет иную направленность – на выносливость). Для нагрузки этой зоны характерны упражнения в спринтерском исполнении, а также специальные упражнения скоростно-силовой направленности.

v Нагрузки шестой зоны

a)направленность тренировочного воздействия – анаболическая (увеличение мышечной массы преимущественно за счёт синтеза сократительных белков);

b) основной источник энергообеспечения – фосфагены (АТФ и КрТФ), углеводы (анаэробный гликолиз);

c) предельная длительность одной «порции» непрерывной работы – 10 … 20 секунд;

d) интенсивность упражнений – максимальная, осуществляемая с целью усиления синтеза сократительных белков в мышцах и АТФ-азную активность миозина в мышечных нитях;

е) биологические критерии нагрузки:

· показатель pH – 7,40…7,20

· потребление кислорода может возрастать до 30 … 70% от МПК,

· ЧСС находится в пределах 150 – 180 уд/мин.;

f) нагрузки этой зоны включают упражнения с околопредельными и большими отягощениями, направленные на увеличение максимальной силы мышц. Подбирают такие режимы выполнения упражнений, чтобы максимальная мощность движений спортсмена заметно не снижалась, а координация движений не нарушалась. Подобные силовые упражнения ведут к гипертрофии мышц.

В спорте для развития ведущих качеств часто применяют средства комплексного воздействия, то есть используют сочетание нагрузок различной энергетической направленности. В подобных случаях оптимальное планирование нагрузок должно основываться на следующих методических положениях:

Совершенствование аэробной производительности сопровождается развитием специальных силовых качеств;

Совершенствование специальной выносливости с помощью нагрузок гликолитической направленности сочетается с работой, выполняемой на уровне аэробного порога;

Развитие скоростно-силовых и спринтерских качеств с помощью алактатной направленности сочетается с нагрузками компенсаторной и силовой направленности.

Теория физического воспитания рассматривает спортивную тренировку как сложный педагогический процесс, связанный с применением системы мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач физического развития, обучения и воспитания моральных, волевых, интеллектуальных и двигательных качеств спортсмена. С точки зрения биохимии тренировочный процесс рассматривается как адаптация организма к интенсивной мышечной деятельности.

Поскольку все адаптационные процессы носят фазный характер, в теории и практике спорта принято выделять три разновидности тренировочного эффекта: срочный, отставленный и кумулятивный.

Срочный тренировочный эффект определяется величиной и характером биохимических изменений в организме, происходящих непосредственно во время действия физической нагрузки и в период срочного восстановления (30 - 90 мин после окончания работы), когда идет ликвидация кислородного долга.

Отставленный тренировочный эффект наблюдается на поздних фазах восстановления после физической нагрузки. Сущность его составляют процессы, направленные на восполнение энергетических ресурсов и ускоренное воспроизводство разрушенных при работе и вновь синтезируемых клеточных структур.

Кумулятивный тренировочный эффект возникает как результат последовательного суммирования следов многих нагрузок или большого числа срочных и отставленных эффектов. В кумулятивном тренировочном эффекте воплощаются биохимические изменения, связанные с усилением синтеза нуклеиновых кислот и белков и наблюдаемые на протяжении длительного периода тренировки. Кумулятивный тренировочный эффект выражается в приросте показателей работоспособности и улучшении спортивных достижений.

Выше были рассмотрены общие закономерности адаптации организма к мышечной деятельности. Знание этих закономерностей может служить основой для развития теории и практики тренировочного процесса. Однако нужно помнить, что развитие адаптированности к физическим нагрузкам у разных людей может происходить по-разному, поэтому и тренировочный процесс должен строиться с учетом индивидуальных качеств спортсмена.

Основные принципы спортивной тренировки:

· повторность,

· регулярность,

· правильное соотношение работы и отдыха,

· постепенное увеличение нагрузок.

Чтобы лучше понять принципы спортивной тренировки, обратимся к рисунку 43. Первый принцип спортивной тренировки - повторность выполнения упражнений - имеет своей задачей повышение работоспособности. Для решения этой задачи последующие упражнения нужно начинать не в любое время, а во время фазы суперкомпенсации после предыдущей тренировки, поскольку во время фазы сверхвосстановления работоспособность на некоторое время возрастает. Если повторную тренировку начинать после завершения фазы суперкомпенсации, когда следы предшествующей работы уже сгладились, положение останется стационарным, т.е. тренировка не принесет ожидаемого результата - повышения работоспособности (рис. 43, а ). Повторные тренировки, начатые в фазе неполного восстановления, приведут к истощению

Рис. 43. Взаимоотношение работы (1) и отдыха (2) в процессе тренировки. Повторная нагрузка применена в фазе: а - полного восстановления; б - неполного восстановления; в - суперкомпенсации (по Н.Н. Яковлеву, 1974)

(рис. 43, б ). Повторные нагрузки, примененные в фазе суперкомпенсации, приведут к повышению функционального уровня организма спортсмена (рис. 43, в ).

Вторым принципом тренировочного процесса является его регулярность, основой которого является повторение работы в наиболее выгодном для организма состоянии после предыдущей работы. Однако следует заметить, что в пределах одного занятия упражнения повторяются чаще всего в фазе неполного восстановления. Задача интервального метода тренировки состоит в том, чтобы в результате повторных нагрузок в фазе неполного восстановления выработать приспособляемость организма к биохимическим и функциональным сдвигам, которые наблюдаются при выполнении данного упражнения в условиях соревнований. Но при проведении основных тренировочных занятий следует предусматривать такой период отдыха, который обеспечивал бы начало последующей тренировки в фазе суперкомпенсации после предыдущего занятия.

Ранее мы уже говорили о том, что длительность фазы суперкомпенсации зависит от продолжительности работы и глубины вызываемых ею биохимических сдвигов в организме. Поэтому вопросы соотношения работы и отдыха - третий принцип спортивной тренировки - имеют исключительно важное значение. После одной и той же работы суперкомпенсация различных биохимических компонентов мышц наступает в разное время: креатин-фосфат ресинтезируется раньше гликогена, а синтез мышечных белков и фосфолипидов происходит в последнюю очередь. Поэтому в ходе тренировки в зависимости от характера и объема упражнений, а также от задач, стоящих перед спортсменом (увеличение содержания креатинфосфата и гликогена или наращивание массы мышц за счет синтеза белков, повышение дыхательной энергопродукции и т.д.), должно соблюдаться оптимальное соотношение работы и отдыха. Каждое физическое упражнение (или группа упражнений) требуют определенного периода отдыха, обусловленного характером и величиной работы.

В процессе тренировки работоспособность постепенно повышается и выполнение каждой последующей мышечной нагрузки, если она остается такой же, что и предыдущие, для организма облегчается. При таких условиях работа будет сопровождаться все меньшими биохимическими сдвигами в организме. Следовательно, и фаза суперкомпенсации укоротится и будет выражена слабее, что приведет к прекращению роста работоспособности. Чтобы этого не произошло, необходимо увеличивать нагрузки постепенно. Без соблюдения четвертого принципа тренировки будут малоэффективны.

Под влиянием тренировки существенно улучшаются показатели физической работоспособности. Так, аэробная мощность начинающих спортсменов составляет 45 мл/кг·мин, а спортсменов международного класса - 90 мл/кг·мин; алактатная мощность - 60 мМ/кг·мин для начинающих и 102 мМ/кг·мин для мастеров международного класса; гликолитическая мощность - 20 мМ/кг·мин и 35 мМ/кг·мин лактата соответственно.

Анализ принципов спортивной тренировки дает основание заключить, что все они взаимосвязаны и вытекают один из другого.


Похожая информация.


В спортивной практике для количественной оценки адаптации к мышечной работе часто используются биохимические показатели: срочный ,отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты .

Срочный тренировочный эффект характеризует срочную адаптацию. По своей сути срочный тренировочный эффект представляет собой биохимические сдвиги в организме спортсмена, вызываемые процессами, составляющими срочную адаптацию. Эти сдвиги фиксируются во время выполнения физической нагрузки и в течение срочного восстановления. По глубине обнаруженных биохимических изменений можно судить о вкладе отдельных способов выработки АТФ в энергообеспечение проделанной работы.

Так, по значениям МПК и ПАНО можно оценить состояние аэробного энергообеспечения. Повышение концентрации лактата , снижение величины рН , отмечаемые в крови после выполнения работы «до отказа» в зоне субмаксимальной мощности, характеризуют возможности гликолитического пути ресинтеза АТФ. Другим показателем состояния гликолиза является лактатныйкислородный долг (также измеряется после работы «до отказа» с субмаксимальной мощностью) . Величина алактатного кислородного долга , определенного после нагрузки «до отказа» в зоне максимальной мощности, свидетельствует о вкладе креатинфосфатной реакции в энергоснабжение выполненной работы.

Отставленный тренировочный эффект представляет собой биохимические изменения, возникающие в организме спортсмена в ближайшие дни после тренировки, т.е. в период отставленного восстановления. Главным проявлением отставленного тренировочного эффекта является суперкомпенсация веществ, используемых во время физической работы. К ним, прежде всего, следует отнести мышечные белки, креатинфосфат, гликоген мышц и печени.

Кумулятивный тренировочный эффект отражает биохимические сдвиги, постепенно накапливающиеся в организме спортсмена в процессе длительных тренировок. В частности, кумулятивным эффектом можно считать прирост в ходе длительных тренировок показателей срочного и отставленного эффектов.

Кумулятивный эффект обладает специфичностью, его проявление в большой мере зависит от характера тренировочных нагрузок.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении