Спортивный портал - Aquaclub35

Офп по художественной гимнастике упражнения. ОФП (общая физическая подготовка) для гимнастов адаптированная. Упражнения для развития выносливости

Что такое ОФП, сегодня знает каждый школьник. Уроки физкультуры, помимо обучения занимательным спортивным играм, призваны развить возможности детей. Для этого используют общефизическую подготовку. Она является не только частью школьной программы. ОФП обязательна для профессиональных спортсменов. Незаменима она и для приверженцев здорового образа жизни. Познакомимся с целями, основным комплексом упражнений ОФП и возрастными нормативами.

Цели

Общефизическая подготовка направлена на развитие силы, выносливости, гибкости, ловкости и скорости человека. Кроме того, не стоит забывать, что любая физическая активность укрепляет здоровье. ОФП положительно влияет на организм на молекулярном уровне. Она существенно улучшает физиологические и биохимические процессы. Организм становится более стойким к негативным воздействиям, повышается иммунитет, замедляются процессы старения.

Задаваясь вопросом, что такое ОФП, многие воспринимают ее как спорт. Но это не совсем верно. Обеспечивая всестороннее развитие человека, ОФП является базой для специальной физической подготовки.

Тест Руфье - Диксона

Перед занятиями ОФП необходимо правильно оценить физические качества человека. Тест (или проба) Руфье-Диксона представляет собой специальный нагрузочный комплекс, предназначенный для определения работоспособности сердца при различных уровнях физической активности.

Выделяют прямые и косвенные методы оценки. Суть их заключается в измерении сердечных сокращений в периоды восстановления после физических нагрузок. Частоту пульса определяют в положении лежа, в течение 15 секунд, перед выполнением упражнений (обычно приседаний) и после них. За минуту перерыва сердечные сокращения измеряют дважды. Затем три показателя суммируют, умножают на 4 и вычитают 200. Полученное число делят на 10. Если величина индекса составляет меньше 3, это говорит о хорошей работоспособности человека. Средний результат колеблется от 3 до 6. Промежуток 7-9 говорит об удовлетворительной работоспособности. А вот показатели от 10 и выше указывают на сердечную недостаточность.

Такой тест следует проводить каждые восемь недель. Изменения результатов говорят об улучшении или ухудшении физической формы (т. е. перетренированности).

Как строить комплексы упражнений?

Основу общефизической подготовки может составлять любой вид спорта (легкая атлетика, плавание, единоборства, подвижные игры и т. д.). Важно помнить при построении комплексов упражнений ОФП, что такого рода программа направлена на гармоничное развитие физических навыков. Необходимо исключить узкую специализацию. Например, нельзя интенсивно развивать силу в ущерб гибкости либо скорость в ущерб силе.

Упражнения ОФП отличаются по категории, методу выполнения и зоне воздействия. Логичнее начинать с простых, постепенно переходя к сложным. Для начала можно взять из каждой категории по одному простому упражнению. И в течение первого месяца увеличивать количество повторений и подходов. Это позволит плавно и корректно изменить вектор нагрузки на организм и подготовить себя к следующему уровню.

График занятий

Чтобы тренировки ОФП оказались максимально полезными и не нанесли вреда организму новичков, количество их не должно превышать трех дней в неделю. Обычно занятия проводятся в понедельник, среду и пятницу. Каждый тренировочный день предполагает выполнение упражнений из одной категории либо их сочетание. Продвинутый уровень подготовки позволяет заниматься чаще, с одним-двумя перерывами в неделю.

Перед началом тренировок ОФП рекомендуется выполнить тест на максимум физической выносливости. Для этого необходимо провести разминку и выполнить весь комплекс упражнений (по плану, одно за другим) с перерывом в две минуты. Важно выложиться на 100 % с максимальным количеством повторений. Данный тест следует проводить и при переходе на следующий уровень подготовки.

Разминка

Начинать каждое занятие ОФП следует с разминки. Она предполагает разогрев мышц тела, мобилизацию суставов, легкую растяжку и учащение пульса. На проведение этой части программы, как правило, уходит не более пяти минут. Правда, если комплекс ОФП является базой для профессиональных спортсменов, то разминка дополнительно может включать упражнения со скакалкой (не более минуты) и два-три упражнения из основного комплекса (по три-четыре повторения).

Силовые упражнения

Одной из целей программы ОФП является развитие силы. И достичь ее помогают такие упражнения, как отжимания, подтягивания, жим стоя, качание пресса, приседания, планка. Это основной комплекс. Его следует выполнять в четкой последовательности.

Обратим внимание на технику выполнения определенных упражнений.

Новичкам отжимания лучше делать, стоя на коленях. Количество повторений колеблется от 1 до 15 в 3-4 подхода. В дальнейшем можно переходить на упор лежа с теми же числовыми показателями выполнения.

Подтягивания делают на низкой перекладине с узким и обратным хватом. Количество повторений составляет от 1 до 15 раз.

Приседания новички выполняют на двух ногах от 1 до 30 раз. Профессиональные спортсмены и люди с высоким уровнем подготовки усложняют это упражнение, делая его на одной ноге. Количество повторений то же, на каждую ногу.

Планку держат на полу от 60 до 90 секунд. Угол между полом и руками составляет 45 градусов. Новички могут выполнять это упражнение, опираясь на локти. Время удержания должно составлять не менее 30 секунд.

Профессионалы к общему силовому комплексу ОФП добавляют тягу за голову сидя на полу (с амортизатором), боковую планку и ягодичный мостик (с двумя или одной ногой).

Кардиозанятия

Кардиоупражнения включают прыжки со сменой ног, бег на короткие и длинные дистанции, прыжки со скакалкой. В данном комплексе не стоит забывать о темпе. Например, количество прыжков со сменой ног в минуту составляет примерно 45-50. А в прыжках со скакалкой оптимальным показателем является 100 раз в минуту.

Профессиональные спортсмены иногда данный комплекс совмещают с силовыми упражнениями. По времени он не должен превышать 10 минут.

Для того чтобы упражнения выполнялись легче и без лишней нагрузки на сердце, необходимо помнить о дыхании. Его следует держать в определенном ритме вдоха и выдоха.

Заминка

Если разминка необходима для разогрева тела перед тренировкой ОФП, то после нее рекомендуется правильно «остыть». Для этого предназначена заминка. Интенсивность выполнения упражнений способствует учащению дыхания и пульса. Если резко остановиться, закончив тренировку, может возникнуть тошнота и головокружение. Это связано с тем, что кровь, находящаяся в большом количестве в мышцах, не успевает поступить к внутренним органам. Заминка же позволяет сгладить переход к отдыху после ОФП.

Что такое нагрузка на сердечную мышцу, можно ощутить именно при игнорировании данного компонента программы. Ведь в процессе его нормализуется артериальное давление и снижается общая температура тела. Заминка также позволяет снизить посттренировочную боль и ломоту, помогает качественнее восстановить силы.

Данная часть программы ОФП включает две фазы. На первой спортсмену необходимо постепенно привести пульс и дыхание в привычную норму. Для этого рекомендуется плавное прекращение выполнения упражнений, снижение ритма.

На второй фазе происходит растяжка мышц, на тренировку которых был направлен комплекс упражнений ОФП. Это способствует выводу продуктов метаболизма и нормализации местного кровотока. Также растяжка разгоряченных мышц делает их более гибкими и эластичными.

Выполнять заминку лучше плавно без рывков и боли. Натяжение мышц рекомендуется задерживать на 20-40 секунд.

Упражнения заминки включают плавное потягивание руками головы в разные стороны, сгибание ног по очереди (стоя, пятка касается ягодиц), складку (наклон к ногам в положении сидя на полу), скручивание позвоночника в положении лежа на полу, растяжку плечевых суставов и т. д.

Нормативы

Уровень развития физических качеств человека оценивается согласно нормативам ОФП. Школьная программа имеет четкую таблицу показателей, которые меняются в зависимости от возраста и пола ребенка. Нормативы позволяют проводить аттестацию учащихся на уроках физкультуры.

Приведем основной комплекс ОФП в школе и количественные показатели в таблице.

Возраст (лет)

Физические упражнения

отжимания в упоре лежа (кол-во раз)

прыжки в длину с места (сантиметры)

поднимание туловища (кол-во раз)

вис на перекладине (секунды)

наклон туловища вперёд (сантиметры)

Школьная программа общефизической подготовки включает и бег на время. Дистанции составляют от 60 до 1000 метров, а также «челночный» бег (3 х 10 м).

Для студентов показатели выше и комплекс упражнений шире. Это видно в следующей таблице.

Упражнение

Бег 60 м (секунды)

Бег 100 м (секунды)

Бег 500 м (минуты, секунды)

Бег 1000 м (минуты, секунды)

Прыжки в длину с места (сантиметры)

Подтягивание (юноши, кол-во раз)

Сгибание и разгибание рук (девушки, кол-во раз)

Плавание 50 м (секунды)

Лыжные гонки 2 км (мин, с)

Что касается профессиональных спортсменов, то нормативы здесь во многом зависят от вида спорта и уровня подготовки. Людям, желающим просто поддержать себя в хорошей форме, рекомендуется ориентироваться на нормативы, предназначенные для аттестации студентов 1-3-го курсов.

Школа художественной гимнастики имени Иры Чащиной приглашает девченок на занятия оздоровительной физической культурой либо ОФП.

Занятие по ОФП на сборах по художественной гимнастике в Казани "Динамо-2016"

Современные детки ведут неподвижный стиль жизни, а это существенно сказывается на их самочувствии. Здоровье малыша – залог спокойствия родителей. Хорошим решением для вашего ребенка , является оздоровительная физическая культура! Занятия посодействуют сделать лучше не только лишь физическое здоровье, но поменять свое мышление. Развить положительный взор на мир вокруг нас.

Мы разработали специальную программку для деток. направленную на работу позвоночника укрепление мышечного корсета, улучшение пластики и гибкости координации движений. Что поможет ребенку сформировывать правильную осанку. Выполняя комплекс упражнений, ребенок получает «внутренний массаж», который улучшает кровоснабжение внутренних органов. Содействует выведению вредных веществ из организма, улучшению пищеварения и обмена веществ. Нормализуется вес малыша.

Не считая того, разработанный оздоровительный комплекс – красивый вид двигательной активности, он также ориентирован на тренировку концентрации внимания. Содействует отдыху и расслаблению после интеллектуальных нагрузок.

Что содержит в себе занятие?

Занятие направленно на развитие гибкости, пластики, силовой выносливости, проработки главных мускул тела, развитие творческих возможностей, чувства музыкального слуха.

Занятий содержит в себе сходу несколько направлений таких как:

Оздоровительная гимнастика Хореография Ритмика Срейчинг (растяжка) Общая физическая подготовка Дыхательная гимнастика Точечный массаж Развитие маленькой моторики И новое направление Детская Йога!

Что такое детская йога и для каких целей она нужна?

Йога #8212; это универсальная система, которая подойдет хоть какому. 3десь нет условностей, потому непринципиально, какого возраста, нрава и какой степени подготовки ваш ребёнок. Йога может стать восхитительной игрой, в которую ребенок сумеет играть совместно с вами!

Йога – эта старая система, направленная не только лишь на оздоровление и укрепление организма, да и обретение спокойствия, душевного спокойствия. Это здоровое тело и здоровый дух, также метод самопознания, самосовершенствования, раскрытия собственных возможностей, восприятия мира вокруг нас.

Группа Baby фитнес (с 2-х лет)

Развитие маленькой моторики Формирование чувства музыкального темпа Упражнения регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание Оздоровительная гимнастика Хореография Ритмика Фитнес аэробика Стрейчинг (растяжка) Общая физическая подготовка Дыхательная гимнастика Точечный массаж Корректировка осанки, профилактика плоскостопия И новое направление детская йога.

Невзирая на неплохую восприимчивость, дети очень подвижны и им бывает тяжело длительно концентрироваться на повторении каких или движений. Потому занятия йогой для их, происходят в процессе игры. Выполнение асан основывается на подражании, а чтоб детям было легче уяснить их наименования, употребляются знакомые слова: «лягушка», «лук», «кузнечик», «кошка». Это дополнительно провоцирует энтузиазм к занятиям. А так же улучшает память, развивает наблюдательность и воображение малыша.

В особенности полезна йога для учеников младших классов. Подтверждено, что базы здоровья ребенка , закладываются в возрасте до 8 лет. Йога помогает биться с искривлением позвоночника, увеличивает сопротивляемость организма к разным болезням. Позволяет освободиться природной активности малыша, потому в особенности показана детям неусидчивым, с приметной гиперактивностью. Школьники, специализирующиеся йогой, становятся более дисциплинированными, меньше устают и лучше обучаются!

Занятия йогой содействуют также:

Преодолению неуверенности внутри себя. Обретение физического и душевного спокойствия. Предотвращению развития сколиоза и выработке неплохой осанки. Достижению гармонии с миром вокруг нас. Пониманию собственной особенности.

Исследования проявили, что у деток, часто занимающихся йогой улучшаются дела в семье, с друзьями. Они становятся более выдержанными. У таких деток существенно увеличивается успеваемость, увеличивается самооценка, увеличивается целеустремлённость. Вырастая. они просто достигают фуррора во всех областях собственной жизни.

Тезисы

ОФП в художественной гимнастике |. ОФП в художественной Шаг минского Кубка мира по художественной гимнастике (ФОТО. Черта средств офп и сфп на шаге. Черта средств офп и сфп на шаге исходной подготовки в художественной, что. Программки по художественной гимнастике. Система долголетней спортивной подготовки в художественной в гимнастике. что в ряде. Общая физическая подготовка (ОФП - Кошер) в художественной. В данной статье Марина растолкует что такое общая физическая подготовка в художественной. Художественная гимнастика для деток в Томске. Занятия художественной гимнастикой ЧТО ТАКОЕ гимнастике в. Упражнения и предметы | Художественная гимнастика. В художественной гимнастике В художественной гимнастике что обрезать. Виды прыжков в художественной гимнастике. в художественной такое изречение Разбег в художественной гимнастике , в отличие от. Физическая и техно подготовка спортсменок. в гимнастике. Конкретно с ОФП в гимнастике, что В художественной. Верная растяжка в художественной гимнастике. В художественной гимнастике случаются не только лишь острые, да и приобретенные травмы. Школа художественной гимнастики "PUDRA". Что такое Мастер-классы чемпионок по художественной группы по гимнастике в.

Пропаганда художественной гимнастики в детско-юношеских физкультурно-спортивных клубах, центрах и объединениях по месту жительства, общеобразовательных школах, учебных заведениях;
- укрепления здоровья детей и подростков, вовлечения их в регулярные занятия физической культурой и спортом;
- укрепления спортивных связей со специализированными центрами художественной гимнастики Российской Федерации;
- повышение уровня спортивного мастерства гимнасток и приобретение ими соревновательного опыта.

  1. Сроки и место проведения соревнований:
  1. Обеспечение безопасности участников и зрителей:

Физкультурные и спортивные мероприятия проводятся на объектах спорта, отвечающих требованиям соответствующих нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и направленных на обеспечение порядка и безопасности участников и зрителей, а также при условии наличия актов готовности объектов спорта к проведению мероприятий, утверждаемых в установленном порядке.

Участие в данных соревнованиях осуществляется только при наличии договора о страховании жизни и здоровья от несчастных случаев, который предоставляется в мандатную комиссию на каждого участника соревнований.

  1. Организаторы соревнований:

Общее руководство по организации и проведению турнира осуществляет АНО «СК Александры Ермаковой».

Непосредственное проведение соревнований возлагается на главную судейскую коллегию.

Главный судья соревнований: Ермакова А.А.

  1. Программа соревнований:

4-5 лет:

1.складочка

2.бабочка с наклоном вперёд

3.лягушка

4.колечко

5.мостик на коленях

6.мостик стоя/с пола

7.шпагат правая, левая

8.равновесие на пассе

9.кувырок вперёд

10.поворот на пассе

6-7 лет:

1.мостик стоя

2.перекат на грудь из моста

4.уголки на полу за 10 сек.

6.равновесие арабеск

7.равновесие аттитюд

8.поворот пассе

9.поворот аттитюд

10.переворот вперёд

12.прыжки через в двое сложенную скакалку за 15 сек.

8-9 лет:

1.мостик стоя

2.перекат на грудь из моста

3.шпагат правая, левая со скамейки

4.уголки на полу за 10 сек.

5.равновесие с ногой в сторону с рукой

7.равновесие аттитюд

8.поворот аттитюд

9.прыжок касаясь с галопа

11.прыжки через скакалку за 20 сек.

12.эшапе вперёд (3 попытки)

13.бросок с узлом, ловля на шею в колесо

14.вертушка с обручем правой и левой рукой

15.вращение на правой, левой кисти вперёд, вращение на шее

16.бросок обруча, кувырок вперёд, ловля сидя на полу в ноги.

10-11 лет:

1.мостик стоя

2.перекат на грудь из моста

3.шпагат правая, левая со скамейки

4.уголки на полу за 10 сек.

5.равновесие с ногой в сторону с рукой

6.равновесие кольцо с помощью руки

7.равновесие аттитюд

8.поворот аттитюд

9.прыжок касаясь с галопа

10.прыжок касаясь толчком с двух ног

11.вертушка с обручем правой и левой рукой

12.вращение на правой, левой кисти вперёд, вращение на шее

13.бросок обруча, кувырок вперёд, ловля в колесо на локтях

14.бросок обруча тарелочкой, ловля в проход на козлике

15.перекат мяча по спине и обратно

16.три отбива правой и левой рукой

17.бросок мяча, ловля в ноги сидя на полу

Приветствуются показательные номера!!!

Начало соревнований в 10:00 по адресу: Митино, Новотушинский проезд, дом 8, гимназия 1538(синее здание). Стартовый взнос 1500р. По всем вопросам обращаться по телефону 8-965-377-99-75 Ермакова Александра.

  1. Определение победителей:

Победители и призеры определяются по наибольшей сумме баллов.

  1. Награждение:

Гимнастки, занявшие 1,2,3 места в каждой возрастной группе награждаются медалями, дипломами и ценными призами, гимнастки, занявшие 4,5,6 место - дипломами и ценными призами.

Спец. приз команде, набравшей наибольшее количество баллов!!!

  1. Финансовые расходы:

Стартовый взнос составляет 1500 рублей с каждой гимнастки.

  1. Условия проведения:

Расходы, связанные с командированием участников, судей, представителей несут командирующие организации.

Расходы, связанные с организацией, проведением соревнований и награждением победителей, осуществляет АНО «СК Александры Ермаковой».

  1. Заявки:

Подтверждения об участии принимаются до 25.11.2017 г.

Заявки на соревнования принимаются:

Е-mail: [email protected] тел: +7 965 377 99 75 Ермакова Александра.

Данное Положение является вызовом на соревнования.

Физическая подготовка спорсменок в спортивной школе по художественной гимнастике включает в себя общую и специальную физическую подготовку, специально-двигательную, функциональную и реабилитационно-восстановительную подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) - комплексный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на укрепление здоровья, опорно-двигательного аппарата и развитие общей выносливости гимнасток. Это физическая подготовка, осуществляемая безотносительно к конкретному виду деятельности.

С помощью ОФП спортсмены овладевают двигательными навыками, умениями, физическими, психомоторными, морально-волевыми качествами, которые служат решению следующих задач:

  • общее физическое воспитание и оздоровление будущих гимнасток, которые должны уметь хорошо бегать прыгать, передвигаться на лыжах, владеть основными элементами спортивных игр, т.е. быть физически разносторонне подготовленными спортсменами;
  • расширение функциональных, двигательных возможностей и укрепление опорно-двигательного аппарата будущих гимнасток с учетом специфики художественной гимнастики.

Средствами ОФП являются: общеразвивающие упражнения, бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, велосипедах, спортивные и подвижные игры.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений художественной гимнастики.

7 основных физических способностей:

  • координация - способность к целесообразной организации мышечной деятельности и ловкость - способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой, для развития применяются - задания, игры, эстафеты, включающие сложно-координированные действия и упражнения с предметами;
  • гибкость - подвижность в суставах - способность выполнять движений по большой амплитуде пассивно и активно, ее развитию способствуют упражнения на развитие подвижности различных суставов - пружинное растягивание, махи, фиксация поз, расслабление;
  • сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий в статических и динамических движениях, существуют упражнения на силу мышц рук, ног, туловища: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы;
  • быстрота - способность быстро реагировать и выполнять движения с большой скоростью и частотой, развивается при выполнении упражнений на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений при выполнении основных упражнений;
  • прыгучесть - скоростно-силовое качество, проявляющееся в высоте отталкивания, ее развитию способствуют упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а также прыжковой выносливости;
  • равновесие - способность сохранять устойчивое положение в статических и динамических упражнениях, совершенствуется в процессе сохранения устойчивого положения в усложненных условиях: после динамических движений, после раздражения вестибулярного анализатора, с выключенным зрением, на уменьшенной, повышенной опоре;
  • выносливость - способность противостоять утомлению, вырабатывается в процессе выполнения различных заданий на фоне утомления.

Недостаточное внимание к развитию хотя бы одного из компонентов СФП приводит к затягиванию процесса обучения, длительному застою в росте спортивного мастерства, провалам в подготовке, и соответственно выступлениях на соревнованиях. В связи с этим на этапе специализированной подготовки важна индивидуализация СФП. Тренеру важно знать особенности структуры двигательных качеств каждой гимнастки, характерные недостатки в ее подготовке, знать основные пути их возможного устранения. Наиболее эффективна СФП тогда когда осуществляется в единстве с ОФП.

Специально-двигательная подготовка - это процесс развития способностей, необходимых для успешного освоения и качественного исполнения упражнений с предметами.

К ним относятся следующие психомоторные способности:

  • проприацептивная (тактильная) чувствительность - «чувство предмета» - выполнение упражнений с предметами с варьированием их параметров: увеличения и уменьшения, утяжеления и облегчения;
  • координация (согласование) движений тела и предмета - выполнение упражнений в непривычных исходных положениях, одновременно с несколькими предметами, асимметричные движения, движения в парах, тройках;
  • распределение внимания на движение тела и предмета, на два предмета, на себя и партнеров, на «свой» предмет и предметы партнерш - работа с двойными или двумя предметами, параллельная и асимметричная, работа
  • быстрота и адекватность реакции на движущийся объект (предмет) - броски и метания на заданную высоту и дальность, ловли от партнеров после переката, отбива, броска, с поворотом после сигнала.

Функциональная подготовка - это развитие способности выполнять большие объемы тренировочных нагрузок при высокой интенсивности работы и без снижения качества, т.е. развитие специальной выносливости. Средствами функциональной подготовки являются: - бег, кросс, плавание; 15-20 минутные комплексы аэробики или ритмической гимнастики; танцы любой стилистики в течение 15-20 минут; прыжковые серии с предметами и без (особенно ценны со скакалкой); сдвоенные соревновательные комбинации; круг соревновательных комбинаций с небольшими интервалами отдыха.

Реабилитационно-восстановительная подготовка - это организованный процесс ликвидации неблагоприятных последствий усиленных занятий и ускорение процессов восстановления после нагрузок. Особое внимание в художественной гимнастике следует уделять реабилитационно-профилактическим мероприятиям для опорно-двигательного аппарата (позвоночника, голеностопного, коленного и тазобедренного суставов) и восстановительным мероприятиям для нервной системы гимнасток.

Из Программы подготовки по художественной гимнастике Кировской ДЮСШ

Ахмадуллина Людмила Михайловна, тренер-преподаватель по спортивной гимнастике, МБУ ДО «ДЮСШ №1» НМР РТ, город Нижнекамск, республика Татарстан.
Этот материал предназначен для тренеров дополнительного образования. Здесь рассматриваются материал СФП (специальная физическая подготовка) для групп НП (начальной подготовки): упражнения для развития силы, гибкости, для прыгучести и т.д.

Дата публикации: 07.06.2018

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Специальная физическая подготовка (СФП) в гимнастике - процесс, включающий в себя систему методов и приемов, направленных на развитие или поддержание оптимального уровня конкретных двигательных качеств, обеспечивающих технически правильное, надежное выполнение гимнастических элементов, соединений и соревновательных комбинаций.

Направленность СФП разнообразна. Она используется как для общего, так и местного, локального воздействия; как развивающее и поддерживающее средство. Нагрузка, получаемая гимнастами при СФП, может носить «ударный» или щадящий характер, использоваться для восстановления функций организма и т.д.

В процессе биологического развития физические, психомоторные качества гимнастов и их двигательные возможности развиваются в соответствии с общими закономерностями эволюции организма человека и ростом мастерства спортсмена. Однако, как показывают практика и исследования, сам по себе ход естественного развития качеств не может удовлетворить постоянно возрастающих требований к сложности упражнений и техническим возможностям гимнастов. Поэтому параллельно с обучением, технической подготовкой и тренировкой спортсменов должна вестись планомерная работа по развитию, совершенствованию и поддержанию оптимального физического, функционального состояния гимнастов на всех этапах их спортивной карьеры.

Наиболее важным аспектом СФП применительно к современной практике спортивной гимнастики является комплексное развитие физических качеств в специфических режимах работы , характерных для тех или иных видов гимнастического многоборья и конкретных упражнений. При этом особо возрастает значимость так называемой базовой физической подготовки , которая включает в себя комплекс специальных средств и методов, обеспечивающих эффективное становление и реализацию основных гимнастических навыков в соревновательной практике. В этой связи правомерно говорить о СФП применительно к освоению различных структурных групп движений и базовых двигательных действий. Это, в частности - прыжковая (толчковая), вращательная (в том числе пируэтная), доскоковая, стоечная подготовка и др.

Координационная сложность многих гимнастических элементов и освоение новых по структуре движений требуют каждый раз дополнительного совершенствования методов СФП, способных обеспечить необходимую физическую базу для наиболее эффективного обучения упражнениям. Например, выполнение на брусьях разной высоты элементов в висе сзади, «выкрученных оборотов», перелетов, переходов с малой амплитуды движения на большую и наоборот, требует специальной растяжки и (или) «подкачки», отвечающих структурно-технической специфике этих движений.

Планирование уровня физической подготовленности и поэтапного процесса связанной с этим подготовки, направленной на комплексное развитие двигательных способностей , необходимых для занятий (скоростносиловые и силовые качества, подвижность в суставах, специализированная по видам выносливость, психомоторные и мышечно-двигательные дифференцировочные способности, вестибулярная устойчивость и др.) - одно из основных условий управления процессом обучения и тренировки в спортивной гимнастике. Недостаточное внимание к развитию хотя бы одного из компонентов СФП приводит к затягиванию процесса обучения, длительному застою в росте спортивного мастерства, провалам в подготовке и, соответственно, выступлениях на соревнованиях.

В связи с этим на этапе специализированнои подготовки важна индивидуализация СФП . Тренер должен знать особенности структуры двигательных качеств каждого гимнаста, характерные недостатки в его подготовке, знать, чем они обусловлены, и основные пути их возможного устранения.

К часто встречающимся недостаткам СФП относятся, например, слабые мышцы-разгибатели (как ног, так и всего тела) и, как следствие -дефицит, силы скоростно-силовых возможностей, необходимых для отталкиваний.

Следствием слабости мышц спины, особенно в поясничном и грудном отделах, являются ошибки в осанке, потеря «линии» при исполнении упражнений на перекладине, брусьях и т.д.

Недостаточная активная гибкость в нижнем отделе позвоночника, тазобедренных суставах - причина неполного сгибания, «складывания» при перемахах, продевах и др. Отсутствие хорошей подвижности в плечевых и тазобедренных суставах отрицательно сказывается на классе выполнения элементов на коне, бревне, в вольных упражнениях.

Неподготовленность мышц бедра, голени, связочного аппарата голеностопного сустава к работе в уступающе-останавливающем режиме часто является причиной не только ошибок в приземлениях, но и серьезных травм.

Важно подчеркнуть, что тренирующее воздействие, обусловленное многократным выполнением самих по себе различных гимнастических элементов, соединений, соревновательных комбинаций, заменить СФП никак не может. Только при правильно спланированной (в том числе индивидуализированной) СФП потенциал двигательных возможностей гимнастов будет постоянно наращиваться в соответствии с принципом опережающего развития и эффективно сопрягаться с технической подготовкой на каждом виде гимнастического многоборья.

Установлено, что СФП наиболее эффективна только тогда, когда она осуществляется в единстве с общефизической подготовкой . При этом, однако, нужное соотношение средств ОФП и СФП зависит от этапа многолетней тренировки. Так, если у гимнастов-новичков необходимое соотношение двух данных видов подготовки примерно равно, то у мастеров спорта даже в подготовительном и переходном периодах ОФП составляет не более 5-15% тренировочного времени, не говоря уже о соревновательных микроциклах, когда средства ОФП используются еще меньше. Вместе с тем ошибочна практика, когда при подготовке к соревнованиям гимнасты полностью отказываются от средств ОФП, таких как утренний бег, прогулки, подвижные игры, купание в бассейне и т.д. Также имеют место случаи, когда тренеры в соревновательном мезоцикле резко сокращают или вовсе прекращают работу над СФП, не учитывая при этом, что отстающие физические качества нуждаются в постоянном, систематическом совершенствовании.

МАТЕРИАЛ СФП ДЛЯ ГРУПП НП

Упражнения для развития силы

Упражнения

1-й год обучения 2-й год обуччения

методические указания

1 . Поднимание и опускание рук в стороны, вперед, вверх, со сгибанием в локтевых суставах

С набивным мячом, с гантелями весом до 1кг

(быстро и медленно)

2. Наклоны и повороты тулов в различных направлениях из различных исходных положений. Круговые движения туловищем

С гимнастической палкой, с гантелями до 0,5 кг

(быстро)

С набивным мячом, с гантелями весом до 1 кг

(медленно)

(быстро и медленно)

З. Подтягивание в висе лежа на низкой жерди или пе екладине

Для 5-6 лет: 3 серии по три раза в быстром темпе

4. В висе на высокой перекл или верхней жерди

Две серии по 5 раз в быстром темпе и до отказа

До отказа и вполовину от максимума в быстром темпе

5. «Отжимание» в упоре лежа (спина прямая)

Ноги на гимнастич.

скамейке

На стоялках

В одной серии 50 0 /0 от максимума, кол-во серий 3-4, па ы отдыха 30-40 с.

6. Подбрасывание и ловля набивного мяча

До 1 кг

до 2 кг

7. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади

Руки на гимнастической скамейке или на опоре (25-30 см).

Выполнять быстро и медленно

8. Лежа на спине, на мате: сгибание-разгибание лови асп ямыми ногами

Быстро, 12 раз

Быстро, 16 раз

Две-три серии с паузами отдыха 20 с

9. Лежа на животе прогнувш., руки вверх

«качалка»

7-10 раз, 5-7 сер.

12-15 раз, 5-7 сер.

Паузы для отдыха 6-8 с

10. То же на правом, лев. боку

1 1. В висе на гимн, стенке поднимание прямых ног в вис углом

5-8 раз, 4-5 серий

8- 10 раз, 5-6 серий

Паузы для отдыха 6-8 с

12. Угол в висе на гимн, стенке (держать)

6 с, 4-5 серий

8 с, 4-5 серий

Паузы для отдыха:

13. Лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены сгибание тулов. до прямого угла

Быстро: 10 раз, 4-5 серий, паузы отдыха

Быстро: 15 раз, 5-6 серий, паузы отдыха

до 8 с.

14. То же, сидя на скамейке, коне и др.

То же, но в последней попытке удержание горизонтального положения на время

15. То же, лежа на коне на бедрах, лицом вниз поднимание туловища до гориз. полож.

16. Эти же упражнения, закреплены руки, поднимание ног

17. Эти же упражнения, лежа лицом вве х

Выполнять до отказа

Выполнять до отказа

18. «Прилипал очка» упор на гимн, стенке лицом к ст., касаясь опоры всем телом

3 с, 5 серий

6 с, 5 серий

Паузы отдыха 6 с

19. Из виса стоя согнувшись спиной к гимнастической стенке силой вис прогнувшись

2 раза, З серии

З раза, 5 серий

Паузы отдыха 5 с

20. Лазанье и передвижения в висе на гимн, стенке

Исп. в разных направлениях: вверх, вниз, в стороны

21. Лазанье по канату, шесту

С помощью ног зм

В конце 2 года без помощи ног -2м

22. Из запора присев перекат наз. - перекат вп. прыжок вверх прогнувшись- упор присев

5 раз

10 раз

Выполнение в быстром темпе

23. Отжимание в упоре лежа на параллельных

5 раз в подходе

24. То же в упоре с прямой спиной

3х3 раза

25. Передвижение в упоре на параллельных б сьях

По всей длине жердей 1-2 раза

26. Переворот силой в упор на н/ж или на перекладине

В подход 2 раза

В подход З раза

27. Приседание на правой, левой ноге («пистолет») у опо ы

В подход на каждой ноге

по З раза

по 5 раза

28. То же на гимнастической скамейке, бревне стоя, поперек

В подход на каждой ноге

1-2 раза

3-4 раза

Упражнения для развития гибкости

Упражнения

методические указания

1 . Рывковые движения руками во всех направлениях

Постепенное увеличение силы и амплитуды рывковых движений

2. Круги руками во всех направлениях

Постепенное увеличение амплитуды движений

3. Наклоны вперед

Достать ладонями пол, держать З с

Из седа ноги врозь под углом 90 0 , держать 5 с

4. «Мост»

Из положения лежа; из основной стойки наклоном назад

Опускание из осн. стойки, ноги прямые; из ст. на р.

5. Шпагаты

Передне-задний (на обе ноги) и фронтальный шпагаты

То же, одна нога на приподнятой (15-20 см) опоре

6. Махи ногами

У опоры вперед, в сторону, назад

То же от приставлен, ноги

То же из положения ноги одна вп. (45-90 6

7. Круги и перемахи правой,

левой через препятствие, стоя к нему лицом, боком

Высота 45-80 см

8. Выкруты и вкр. в плечевых суставах

Со скакалкой, гимнастической палкой, постепенно сближая точки хвата до ширины плеч

9. Движения с гимн, палкой с разных хватах

Дв. снизу вверх и обратно в хв. сверху, снизу, обратном (из полож. палка вп.), в хв. снизу и св. (из полож. за спиной)

Упражнения для прыгучести

Упражнения

1-й год обучения 2-й год обучения

методические указания

Прыжки:

1 . Со скакалкой двойные и простые, с поворотами

На двух и со сменой н. (4 по 9), 25-30 пр.

Двойные, 35-40 пр.

2. В длину с места

Толчком с двух и с

Толчком одной и двумя с

3. С места на горку матов

Три серии по 12 пр. с паузами 5 с. Высота горки 25-30 см

Три серии по 20 пр. с паузами 5 с. Высота горки

35-40 см

4. Через гимн, скамейку или веревку (на высоту 20-30 см)

С двух ног, вперед, назад, боком

5. То же с продвижением прыжками вп., впр., вл. через 4 м веревку высотой 25-30 см

На двух и поочередно на одной, двух

б. На поролоновом кубе или горке из 4 матов

3-4 серии по 6 пр. с паузами 6 с

3-4 серии по 10 пр. с паузами

7. На обеих н. с продвижением вп. и наз.

По всей длине акробатической дорожки или на помосте для в/у - 2-3 прямые с паузами в форме ходьбы 5-7 с

8. В длину, соскоком на площадку 50 х 50 см

С высоты 40-45 см

С высоты 45-50 см

9. То же на горку матов

45-55 см

50-60 см

Упражнения для развития быстроты

Упражнения

1-й год обучения 2-й год обучения

методические указания

1 . Пробегание отрезков на скорость

15-20 м

20-25 м

2. Смена направления в беге,

остановки в заданных положениях на обусловленный

Предельно быстрая резкая смена направления и остановки по неожиданной команде

З. Выполнение упражнений на время

Упор присев - упор лежа, 4-6 раз

Осн. стойка - уп. присев упор лежа -уп. присев встать. 6-8 раз

Упражнения для развития выносливости

Упражнения

1-й год обучения 2-й год обучения

методические указания

Упражнения ОФП и многократное выполнение заданий СФП (До отказа)

1 . Равновесие на одной, держ.

до 30 с

2. Стойка на голове, держ.

до 50 с

3. Отмахи из упора на перекладине, н/ж брусьев

Без учета высоты отмаха

Выше горизонтали


ЛИТЕРАТУРА

1. Менхин Ю.В.Физическая подготовка в гимнастике. - М.: ФИС, 1989.

2. Смолевский В.М., Гавердовский К).К. Спортивная гимнастика. - Киев: Олимпийская литература, 1999.\

З. Спортивная гимнастика / Под ред. Ю.К.Гавердовского, В.М.Смолевского. М.: Фис, 1979.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении