Спортивный портал - Aquaclub35

Верхняя прямая передача в волейболе техника. Методика обучения верхней передаче в волейболе. Пас в прыжке

Описываем технику выполнения верхней передачи двумя руками.

Исходное положение. Различают верхнюю, среднюю и низкую стойки. При высокой стойке ноги слегка согнуты в коленных суставах, при средней стойке - ноги согнуты в коленных суставах больше, а в низкой стойке игрок глубоко приседает.

Наиболее выгодна для исходного положения средняя стойка: из нее в случае необходимости легче сделать перемещение. Средняя стойка и есть основное исходное положение при верхних передачах.

В исходном положении при средней стойке важны такие моменты:

I. Ноги не должны находиться на одном уровне. Когда игрок одну ногу на полшага выставляет вперед, это облегчает последующие его перемещения. Какую ногу лучше выставить вперед? Если игрок располагается в зоне 1 или зоне 2,- впереди обычно ставится правая нога, так как здесь чаще всего перемещения приходится делать влево. Если игрок находится в зоне 4 и или зоне 5,- вперед ставится левая нога, чтобы облегчить быстрое перемещение вправо. Труднее указать расположение ног игроков, стоящих в зонах 3 и 6, это зависит от взаимного расположения игроков, их привычек.

II. Стойка не должна быть напряженной. Чтобы этого избежать, игроку в первую очередь надо следить за правильным положением рук. Руки должны быть опущены, слегка согнуты в локтевых суставах, предплечья - на уровне пояса, кончики пальцев направлены вперед. В таком положении игроку удобно делать все последующие движения.

Некоторые игроки в исходном положении занимают напряженную стойку только вследствие того, что кисти держат наготове на уровне лица. В этом случае при приближении мяча игрок вынужден оставлять кисти почти без движения и лишь в самый последний момент делает ими встречное движение к мячу; это ведет к двойному удару или захвату.

III. Туловище игрока слегка наклонено вперед так, чтобы грудь находилась на одной линии с выставленной вперед ногой.

Выход игрока под мяч. Термин «выход игрока под мяч» широко распространен среди тренеров и игроков; он правильно отражает сущность приема - подчеркивает роль перемещения и дает характеристику положения игрока по отношению к мячу в момент приема.

При выполнении любой передачи очень важно, чтобы игрок сделал правильный выход под мяч, для этого ему надо выполнить следующие три условия:

I. Своевременно сделать перемещения и занять такое место, чтобы мяч, летящий на игрока, приближался к нему по направлению средней линии тела на уровне головы. Если после перемещений игрока мяч приближается к нему не по средней линии, а правее или левее нее, то будет бросок, захват или двойной удар, так как движение при приеме мяча в этих случаях трудно координировать.

II. Пальцы должны соприкасаться с мячом на уровне верхней части лица игрока. Это обеспечивает большую точность передач в любом направлении, и выполнить их можно более скрытно. Если соприкосновение руке мячом происходит выше головы, то возможны ошибки: броски, мяч «срывается» с рук.

III. Принимать мяч в средней стойке.

Прием мяча. Разберем варианты приема низко летящих мячей способом сверху.

Вариант первый. Прием мяча в низкой стойке. Игрок делает глубокий присед без перемещения и принимает мяч в низкой стойке (рис. 15). Рекомендовать такой прием нельзя; низкая стойка более напряженная и не способствует последующим перемещениям. Игроки в таком положении принимают мячи вынужденно, когда обстановка не позволяет им сделать предварительных перемещений.

Рис. 15. Прием мяча в низкой стойке


Рис. 16. Прием мяча вытянутыми вперед руками (не рекомендуется)


Рис. 17. Прием мяча в броске с падением (не рекомендуется)

Вариант второй. Прием мяча вытянутыми вперед руками. Игрок без перемещения наклоняет туловище и вытягивает руки далеко вперед (рис. 16). Способ приема мячей вынужденный, крайне напряженный, и игроку трудно контролировать направление передачи. Таким способом мяч можно направить только перед собой и почти нельзя сделать передачу вправо или влево.

Вариант третий. Прием мяча в броске с падением. Еще совсем недавно при приеме сильных низких мячей игроки использовали броски вперед с падением на грудь (рис. 17). Зрительно это очень эффектный прием, особенно в исполнении таких виртуозов техники, каким был С. Нефедов. Но девизом, советских тренеров при выборе вариантов технических приемов является: «Простота выполнения и стабильность результатов», так что этот сложный, но малорезультативный прием большинством тренеров отвергается: игроки часто делают технические ошибки, а в точности выигрыша особого нет.

Как же быть в тех случаях, когда мяч летит низко, а игрок не успевает сделать перемещения? Лучше принять мяч способом снизу, что требует значительно меньше усилий, редко влечет за собой технические ошибки и почти равноценно в точности приему мяча с падением на грудь в этих условиях (см. ниже).

Вариант четвертый. Прием мяча в средней стойке после перемещения. Игрок резко выходит вперед и своевременно этим обеспечивает себе правильный «выход под мяч» в средней стойке (рис. 18). Такие действия игрока при приеме низко летящих мячей обеспечивают не только точность передачи, но и свободу действий игрока.

Разберем более подробно этот основной вариант - прием мяча в средней стойке, поскольку, как указывалось выше, средняя стойка есть основное исходное положение при верхних передачах. В момент приближения мяча кисти рук из исходного положения (на уровне пояса) поднимаются вверх до уровня груди, затем приближаются к телу и отсюда перемещаются навстречу (вперед-вверх) к мячу. Все движения выполняются координирование.

Рис. 18. Прием мяча в средней стойке после перемещения

Особо важное значение имеет встречное движение кистей рук к мячу, благодаря чему происходит амортизация удара при приеме даже очень сильно летящего мяча. Принимающими частями кистей являются кончики пальцев. Максимальную нагрузку при приеме несет большой палец, затем указательный и т. д. Если мяч вымазать сажей или чернилами и дать поиграть, то по запачканным частям ладоней игроков можно наглядно показать правильный и неправильный прием мяча. На рис. 19 показаны запачканные пальцы игроков, выполнявших прием мяча правильно (вверху) и неправильно (внизу). Грубой ошибкой при приеме мяча является, когда мяч соприкасается с поверхностью ладоней, в этих случаях судья всегда фиксирует ошибку (двойной удар). Происходит она часто потому, что игрок боится принять сильный мяч на кончики пальцев и поэтому подставляет всю ладонь. Такие опасения напрасны! Даже самый сильный мяч можно принять на пальцы, только при этом расстояние между большими пальцами обеих рук надо уменьшить вплоть до их соприкосновения. У начинающих игроков большие пальцы играют второстепенную роль при приеме и почти не соприкасаются с мячом. Это является крупным недостатком, уверенный прием и точность передачи во многом зависят от активной роли больших пальцев.


Рис. 19. Следы на ладонях рук от правильного (вверху) и неправильного (внизу) приема запачканного сажей мяча

Соприкосновение пальцев с мячом должно происходить на уровне верхней части лица игрока и на расстоянии 15 - 20 см от него. Положение кистей в момент приема указано на рис. 20. Из рисунка видно, что соответственные кончики пальцев находятся на одном уровне, угол между кистями слегка открыт книзу. Если пальцы выпрямить и максимально напрячь, а затем расслабить их, то это и будет состояние ладоней в момент приема. Напряжение пальцев зависит от силы нападающего удара. При приеме несильных мячей пальцы должны быть почти расслабленными, при сильных мячах напряжение пальцев надо увеличить.


Рис. 20. Положение кистей рук при верхней передаче мяча.

В движении игрока, которое он выполняет при приеме, участвуют и ноги. Общая координация движений рук и ног такая: в момент сгибания рук в локтевых суставах (приближение их к груди) игрок приседает, сгибая ноги в коленных суставах; при разгибании рук ноги выпрямляется в коленных суставах, это способствует более мягкому приему мяча. Работа ног играет существенное значение при передаче мяча на большое расстояние. Касание мяча пальцами не должно быть слишком коротким; кисти должны как бы «сопровождать» мяч на участке 10-15 см, что придает передаче большую точность. При кратковременном касании труднее сделать точную передачу. Но нельзя и слишком длительно касаться мяча - судья может фиксировать бросок. При отрыве мяча от пальцев руки находятся в состоянии неполного разгибания в локтевых суставах. Этот «запас разгибания» необходим по следующим соображениям: предварительный расчет при приеме мяча иногда несовершенен и в момент приема необходимо дополнительно корректировать движение за счет этого «запаса разгибания». Только при передачах мяча на очень большое расстояние руки выпрямляются полностью.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования “Белорусский государственный

педагогический университет имени Максима Танка ”

Контрольная работа

По предмету: Спортивные игры.

Тема: Техника и методика обучения передачи мяча двумя руками сверху в волейболе. История возникновения и развития футбола.

Студентки 301 группы

заочного отделения ФНК

Бекметьевой Ю.В.

Проверил преподаватель

Середин А.А.

Минск, 2008

Техника и методика обучения передачи мяча двумя руками сверху в волейболе.

Верхняя передача (рис 1а) чаще всего используется у сетки для нападающего удара как второе касание мяча. Это требует от игроков своевременного, точного выхода к мячу и принятия удобной стойки: ноги согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч, руки согнуты и выставлены в перед, кисти отведены назад, развернуты друг к другу и находятся на уровне плеча.

Передача начинается с разгибания ног, в которое последовательно включаются туловище и руки.

Основную роль при передаче выполняют первые фаланги большого, указательного и среднего пальцев. Разгибание кистей в лучезапястном суставе и эластичное движение пальцев придают полету мяча нужное направление (рис 1б). В зависимости от характера передачи (высота, длина, направление, скорость и т. п.) игрок обязан постоянно корректировать свои действия.

Завершается передача пружинистым движением пальцев и кистей, за счет которого мяч выталкива­ется в новом напра­влении. При этом ноги почти полностью выпрямляются в коленных, а руки в локтевых суставах.

Соотношение уступающего и направляющего (преодолевающего) движений руками в момент передачи во многом зависит от встречной скорости полета мяча и от расстоянияпередачи. Чем больше встречная скорость, тем напряженнее и короче движение рук. В передачах на небольшое расстояние амплитуда движений руками уменьшается, но более активны движения кистей и паль­цев (кистевой способ).

Рис. 1, а Рис. 1, б

Методика обучения передачам мяча и совершенствование в них.

Занимает центральное место в учебно-тренировочном процессе по волейболу. Успех в овладении техникой передач находится в теснейшей зависимости от раз­вития у занимающихся специальных качеств: быстроты реакции и быстроты передвижения. Четкость и своевременность выхода под мяч являются решающими факторами в осуществлении. Поэтому одновременно с изучением основ техники передач внимание ­занимающихся акцентируется на передвижении и готовности к встрече с мячом. С этой целью в подготовительную часть занятий систематически включаются развивающие быстроту передвижения в различных направлениях и разными способами. Можно использовать, например, такие упражнения:

1.Игроки построены в шеренгу или колонну. По сигналу (подброшенный мяч или поднятая рука и т. п.) они принимают
положение готовности к передаче и передвигаются вперед, назад,
вправо, влево приставными и двойными шагами.

2.То же, но движение по площадке производится в заданном
направлении.

После усвоения определенного способа передвижения это упражнение можно проводить в виде эстафет. В дальнейшем выполняются одновременно с различными способами передач.

Изучение передачи мяча начинается в средней стойке стоя на месте. Для этого сначала используются имитационные упражне­ния, затем подводящие упражнения с подвесными мячами, где игроки поочередно производят верхнюю передачу подвешенно­го мяча, направляя его вперед-вверх. Одними из непременных упражнений для овладения основами техники передач являются упражнения в парах, в которых сначала один партнер подбрасы­вает мяч, другой - производит передачу. После нескольких пов­торений игроки меняются ролями.

Длина передач в начале обучения не превышает 3-5 м. По­степенно расстояние увеличивается. Изучив правильное положение рук во время передачи, рекомендуется закрепить полученный навык

в следующих упражнениях:

1. Передача мяча над собой на различную высоту, чередуя передачи в высокой, средней и низкой стойках.

2. Передача мяча над собой с продвижением вперед, вправо, влево, назад.

3. Передача мяча в стенку, сначала на месте, затем с перемещением (вправо, влево) приставными шагами.

При выполнении этих упражнений обращается внимание на четкость и симметричность работы рук, кистей и пальцев, охва­тывающих мяч, на согласованность движений ног, туловища и рук.

4.Передача мяча на водящего игрока. Игроки располагаются
в колоннах лицом к сетке. Водящий стоит у сетки и оттуда поочередно направляет мяч на игрока, стоящего в колонне. Задача
игрока - правильно выйти на мяч, сделать передачу водящему
и уйти в конец колонны. Упражнение усложняется увеличением
расстояния и изменением направления передач. Водящие меняются по указанию руководителя.

5.То же, но передача мяча через сетку (водящий располагается по другую сторону сетки).

6.Передача мяча в квадратах (рис. 1). Игрок 1 передает мяч
игроку 2, который посылает мяч игроку 3, игрок 3 отдает мяч
партнеру 4, а тот возвращает мяч в первоначальную зону следующему - игроку 5 и т. д. Передвижение игроков происходит
вслед за мячом.

7.Поточная передача мяча через сетку при боковом переме­щении игроков (рис. 2). Вспомогательный игрок передает мяч
на выход игроку 1, который, передав его обратно, движется приставными шагами и получает мяч поочередно от других вспомогательных игроков.

Направление передвижения и вспомогательных игроков нуж­но менять. Для этого основную группу можно расположить в зоне 5 или 6. Перед началом упражнения все вспомогательные игроки должны иметь мячи.

8. Передача мяча через сетку с различных зон передней ли­нии (рис. 3). Игрок 1 направляет мяч через сетку игроку 5 и
передвигается вправо для приема мяча от вспомогательного игрока. Послав мяч обратно, он перебегает в противоположную
колонну, становясь за игроком 8. То же самое делает игрок 5.

9. Поточная передача мяча с поворотом в сторону вспомо­гательных игроков (рис. 4.). Игрок 1, передвигаясь вдоль поля,
поочередно передает мяч вспомогательным игрокам и возвращается в конец колонны. То же самое выполняет следующий игрок. В упражнении надо обратить внимание на быстрое перемещение, плавный поворот к вспомогательному игроку и сохранение устой­чивого положения перед передачей.

10. Поточная передача мяча на вспомогательных игроков,
расположенных во 2, 3 и 4-й зонах (рис. 5). Игрок 1, передав
мяч в зону 2, передвигается к сетке, получает мяч от вспомога­тельного игрока и, передав его обратно, передвигается в зону 5
для встречи мяча из зоны 4. Затем он передает мяч обратно и
уходит в конец колонны.

11.Передача мяча назад за голову с последующей переда­чей в стену. Игроки стоят по два друг за другом лицом к стене. Первый игрок передает мяч назад за голову, второй игрок нап­равляет мяч в стену. Через 1-2 мин. игроки меняются ролями. Упражнение усложняется увеличением расстояния, высоты пе­редач и скорости полета мяча.

12. Передача мяча назад за голову у сетки (рис. 6). Игрок I передает мяч игроку 4, выходит к сетке и, получив от него мяч обратно, направляет его через голову игроку 5, после чего воз­вращается в колонну. Игрок 5 посылает мяч следующему игроку для продолжения упражнения.

13. Передача мяча в зону 3 (рис. 7). Игрок 1 поочередно передает мяч игрокам 2 и 6, Получив мяч обратно, он направляет его игрокам 7 и 3. После выполнения первой передачи с зоны 5 игрок перемещается в зону 1.

14. Передача мяча в зону 3 после разыгрывания мяча со сто­роны противника (рис. 8). Игрок 3 получает мяч от игрока 1 и направляет его в зону 3 игроку 5, который передает мяч вдоль сетки игроку 7. Игрок 7 передает мяч игроку 2 для начала уп­ражнения следующим игрекам. Смена мест осуществляется по часовой стрелке. После нескольких повторений из зоны 3 можно переставить игроков в зону 2. Упражнение будет выполняться так же, но при взаимодействии с игроком 2-й зоны.

15. Передача мяча с подачи в упрощенных условиях (рис. 9). Игрок 1 подает мяч на игрока 2, который пасует его игроку 3. Игрок 3 возвращает мяч игроку 1 для следующей подачи.

16.Передача мяча в зону 3 с несильной подачи противника
(рис. 10). Игрок 1 подает мяч через сетку. Принимает подачу
игрок 3 и передает игроку 6, который через сетку возвращает
мяч обратно игроку 2.

После нескольких повторений задание видоизменяется. Мяч с подачи можно направлять в другие зоны для дальнейшего ра­зыгрывания.

17. Вторая передача мяча у сетки для нападающего удара
(рис. 11). Упражнение приносит больший эффект, если все пары
занимаются у сетки. С этой целью надо установить вспомогательные сетки. Усложнением этого упражнения является предварительный выход к сетке игрока, выполняющего вторую пе­редачу.

18.Вторая передача мяча вдоль сетки из зон 2 и 4. Игроки
производят передачи мяча вдоль сетки из 2-й в 4-ю зону и обратно. После передачи игроки переходят в конец своей или про­тивоположной колонны.

Для овладения откидкой необходимо уметь выполнять пере­дачу в прыжке и нападающий удар. С этой целью можно исполь­зовать также упражнения 17 и 18.

История возникновения и развития футбола.

Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История «ножного мяча» насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции («па супь»), в Италии («кальчио») и в Англии. Непосредственным предшественником европейского футбола был, по в с ей вероятности, римский «гарпастум». В этой игре, которая была одним из видов военной тренировки легионеров, следовало провести мяч между двумя стойками. В Древнем Египте похожая на футбол игра была известна в 1900 г. до н. э. В Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях в 4 в. до н.э., о чем свидетельствует изображение жонглирующего мячом юноши на древнегреческой амфоре, хранящейся в музее в Афинах. Среди воинов Спарты была популярна игра в мяч «эпискирос», в которую играли и руками и ногами. Эту игру римляне назвали «гарпастум» («ручной мяч») и несколько видоизменили правила. Их игра отличалась жестокостью. Именно благодаря римским завоевателям игр а в мяч в 1 в. н. э. стала известна на Британских островах, быстро получив признание среди коренных жителей бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками - в 217 н. э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров.

Примерно в 5 в. эта игра исчезла вместе с римской империей, но память о ней осталась у европейцев, и особенно в Италии. Даже великий Леонардо да Винчи, которого современники характеризовали как человека замкнутого, сдержанного в проявлении эмоций, не остался к ней равнодушным. В его «жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» читаем: «при его желании отличиться, он обнаруживал себя не исключительно в живописи или скульптуре, но состязался в излюбленной флорентийскими юношами игре в ножной мяч». Когда в 17 в. сторонники казненного английского короля Карла I бежали в Италию, они познакомились там с этой игрой, а после восшествия на престол в 1660 Карла II завезли ее в Англию, где она стала игрой придворных. Средневековьй футбол в Англии носил чрезвычайно азартный и грубый характер, и сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку на улицах. Англичане и шотландцы играли не на жизнь, а на смерть. Неудивительно, что власти вели упорную войну с футболом; выпущены были даже королевские приказы о запрещении игры. 13 апреля 1314 жителям Лондона был зачитан королевский указ Эдуарда II, под страхом тюремного заключения запрещающий игру в городе... В 1365 настал черед Эдуарда III запретить футбол, ввиду того, что войска предпочитали эту игру совершенствованию в стрельбе из лука. Ричард II в своем запрете упомянул в 1389 и футбол, и кости, и теннис. Футбол не нравился и последующим английским монархам - от Генриха IV до Якова П.

Но популярность футбола в Англии была столь велика, что ей не могли помешать и королевские указы. Именно в Англии эта игра была названа «футболом», хотя это и произошло не при официальном признании игры, а при ее запрещении. В начале 19 в. в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организованному футболу, первые правила которого были разработаны в 1846 в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. А в 1857 в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб. Шесть лет спустя представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, что бы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию.

Она была образована в 1863, были разработаны и первые в мире официальные правила игры, получившие спустя несколько десятилетий всеобщее признание. Три из тринадцати параграфов этих правил указывали на запрещение игры руками в различных ситуациях. Только в 1871 голкиперу было разрешено играть руками. Правила строго определяли размер поля (200x100 ярдов, или 180x90 м) и ворот (8 ярдов, или 7 м32 см, остались неизменными). До конца 19 в. Английская футбольная ассоциация внесла еще ряд изменений: был определен размер мяча (1871); введен угловой удар (1872); с 1878 судья стал пользоваться свистком; с 1891 на воротах появилась сетка и стал пробиваться 11-метровый штрафной удар (пенальти). В 1875 веревку, соединяющую шесты заменила перекладина на высоте 2,44 м от земли. А сетки для ворот были применены и запатентованы англичанином Броди из Ливерпуля в 1890. Судья на футбольном поле впервые появился в 1880-1881 гг. С 1891 судья стали выходить на поле с двумя помощниками. Изменения и совершенствования правил, безусловно, влияли на тактику и технику игры. С 1873 берет свое начало история международных встреч по футболу. И началась она матчем сборных команд Англии и Шотландии, который закончился вничью со счетом 0:0. С 1884 на Британских островах начали разыгрываться первые официальные международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас).

В конце 19 в. футбол начал быстро завоевывать популярность в Европе и Латинской Америке.

В мае 1904 года на встрече представителей семи европейских стран в Париже по инициативе Бельгии, Дании, Нидерландов и Швейцарии была создана Международная федерация футбольных ассоциаций ФИФА. Первым ее президентом стал француз Робер Герен. Британские ассоциации сочли идею создания Федерации "несерьезной" - и присоединились к ФИФА лишь в 1946. (По этой причине первые чемпионаты мира прошли без участия родоначальников футбола.) На начало 2003 в Федерации состояли 204 страны. Возглавляет ее Йозеф Зепп Блаттер (с 1998 и по настоящее время).

ФИФА проводит розыгрыш Кубка мира среди мужчин и чемпионат мира среди женщин, а также другие соревнования среди спортсменов разных возрастных групп. Организует "матчи звезд", приуроченные к памятным датам: первый такой матч состоялся в 1963 - по случаю 100-летия футбола. Вручает специальные призы командам и игрокам, - как в рамках турниров, так и по итогам года. С 1991 на основе опроса тренеров национальных сборных Федерация называет лучшего футболиста мира (трижды подобного титула удостаивался Рональдо, дважды - Зинедин Зидан). С 2001 Федерация определяет и лучшую футболистку мира. С 1993 на основе итогового рейтинга ФИФА вручается приз лучшей сборной (за 10 лет Бразилия 7 раз становилась Командой года), а также команде, добившейся наибольшего прогресса (т.е. поднявшейся в рейтинге на наибольшее количество пунктов).

Список используемой литературы

1. Ахмеров, Э.К . Волейбол для начинающих. - Мн., 1985.

2. Железняк, Ю .Д., Ивойлов, А.В. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. – М., 1998.

3. Ивойлов, А.В. Волейбол. – Мн., 1985.

4. Спортивные и подвижные игры / Под общей редакцией Ю.Д. Железняк. М., 1984.

5. Спортивные игры / Под общей редакцией Ю.И. Портных. М., 1975.

6. Спортивные игры / Под общей редакцией П.А. Чумакова. М., 1966.

По степени владения передачей мяча судят о мастерстве волейболиста. Точная передача мяча - это та основа, на которой строятся в волейболе и защитные и атакующие действия. От того, насколько умело владеют игроки этим игровым приемом, во многом зависит и успех команды.

Поскольку существуют два способа передачи мяча - сверху и снизу, то у начинающих волейболистов возникает вопрос, каким же из них лучше овладеть. Двух мнений быть не может: нужно владеть обоими способами. А вот какому из них отдать предпочтение, следует решать в конкретной игровой обстановке. В одних случаях полезнее передача сверху, в других - снизу. Это диктуется силой и направлением полета мяча, расположением игрока на площадке и целесообразностью выполнения того или другого приема. Здесь не последнее место занимает техническая подготовка игрока и его умение перемещаться под мяч. Обычно сверху передают мячи, летящие с небольшой скоростью, по средней или высокой траектории, снизу - мячи, летящие быстро и по низкой траектории.

Для передачи мяча сверху волейболист занимает такое исходное положение: ноги на ширине плеч, кисти рук находятся впереди на уровне глаз. В момент касания мяча пальцы расположены в виде «ковшика» (рис. 18). Разгибая ноги, туловище и руки, игрок передает мяч (рис. 19).


Для передачи снизу игрок также должен занять устойчивое исходное положение, но руки уже выпрямлены и опущены (рис. 20). Кисти могут быть соединены различным способом (рис. 21), но лучше - как это показано на рис. 21, б.

При передаче снизу активно разгибают ноги и туловище, а удар по мячу выполняют предплечьями перед собой (рис. 22). Подбивая мяч вперед-вверх, прямые руки поднимают до уровня груди (рис. 23).


Мастерство волейболиста заключается не только в том, чтобы в совершенстве владеть техникой передачи, но и в том, чтобы уметь послать мяч именно тому нападающему, который в данной ситуации может наиболее эффективно атаковать. В связи с этим нужно научиться передавать мяч вперед (допустим, из зоны 2 или 3 в зону 4), над собой и назад, т. е. за голову.

Передачи могут быть выполнены по высокой, средней и низкой траектории. Передачу мяча по низкой траектории в своей зоне называют короткой, а в рядом расположенную или в дальнюю зону - прострельной.

Выполняя передачу над собой, игрок располагает кисти у лба. Если нужно передать мяч назад, то следует подойти под него, держа кисти над головой. Разгибая ноги, прогибаясь в пояснице и выпрямляя руки в направлении вверх-назад, волейболист выполняет передачу (рис. 24).

Если мяч после приема передачи летит высоко на сетку, то можно выполнить вторую передачу и в прыжке. Здесь используется передача сверху (рис. 25).


В игре нередки случаи, когда мяч после приема подачи или нападающего удара от рук летит в сетку. Правилами разрешено продолжать игру.

Как же принять мяч от сетки и передать его нападающему? Перед тем как принять мяч от сетки, нужно учесть, сколько еще касаний к мячу осталось у вашей команды. Если два, то надо постараться оставить мяч на своей стороне, сделав передачу партнеру. Затем нужно занять такое исходное положение, из которого легче принять мяч. Стойка должна быть низкой. При выборе исходного положения важно учитывать место и силу удара мяча о сетку. Если мяч ударяется ближе к верхнему ее краю, то обычно отскакивает круто вниз. В этом случае нужно ближе подойти к сетке (рис. 26). При стремительном попадании в середину сетки мяч может отскочить параллельно полу, а при попадании в ее нижнюю часть может при отскоке подняться вверх. Лучше всего принять и передать мяч двумя руками снизу, но если вы подсели низко, а мяч отскочил параллельно полу или вверх, то постарайтесь передать его партнеру двумя руками сверху.

Упражнения
1. Игрок держит мяч перед лицом (кисти образуют «ковшик»), сгибает ноги и, выпрямляя их, бросает мяч партнеру или в стенку - имитация передачи сверху.

2. В парах. Расстояние между игроками 4 м. Один игрок бросает мяч другому по средней траектории в направлении его головы. Партнер из исходного положения, разгибая ноги, туловище и руки, выполняет передачу.

3. То же, но мяч набрасывают партнеру в метре левее, правее, ближе или за голову. Игрок перемещается под мяч и выполняет передачу сверху.

4. Передача мяча сверху в парах или в стенку.

5. Игрок стоит в 3 м от стены и держит мяч в выпрямленных вперед-вниз руках, ноги согнуты; разгибая ноги, снизу бросает мяч в стену - имитация передачи снизу.
в. В парах. Расстояние между игроками 4 м. Один бросает мяч другому по низкой траектории. Партнер из исходного положения, разгибая ноги, туловище и поднимая руки, ударяет предплечьями снизу по мячу. Руки в локтевых суставах не сгибать.

7. Передача мяча снизу в парах или в стенку.

8. Передача мяча сверху над собой.

9. Три игрока располагаются треугольником на расстоянии 4 м друг от друга. Передача мяча сверху слева направо.

То же, но в другую сторону.

10. То же, что и упр. 9, но передача снизу.

11. Игроки выстраиваются в колонне в зоне 5. Один из игроков - в зоне 4, другой - в зоне 5. Передача мяча из зоны 4 в зону 5, а оттуда передачей снизу в зону 3 и возвращение мяча в зону 4 передачей сверху (рис. 27).

12. Игроки выстраиваются в колонне в зоне 1. Один из игроков - в зоне 2, другой - в зоне 3. Передача мяча из зоны 2 в зону 1, а оттуда передачей снизу в зону 3 и возвращение мяча в зону 2 передачей сверху.

13. Игроки выстраиваются в колонне в зоне 6. Один из игроков - в зоне 4, другой - в зоне 3, а третий - в зоне 2. Игрок зоны 4 бросает мяч в зону 6 один раз по высокой траектории, другой - по низкой. Игрок из колонны передает мяч сверху, а затем снизу возвращает его в зону 4. Таким же образом игрок передает мячи в зоны 3 и 2, а потом уходит в конец колонны (рис. 28).


14. Игроки построены в колонну по одному в зоне 5. Один - в зоне 3, другой с мячом - в зоне 4. Из зоны 4 мяч посылают на выход игроку из колонны, который, выбегая вперед, выполняет передачу сверху (снизу) в зону 3, а затем уходит в конец колонны. Из зоны 3 мяч возвращается в зону 4.

15. То же, что и в упр. 14, но колонна построена в зоне 1, а игрок с мячом - в зоне 2.

16. Игроки построены в колонну по одному в зоне 6. Один игрок с мячом - в зоне 3. Из зоны 3 мяч передают по высокой траектории в зону 1. Игроки поочередно перемещаются вправо и передают мяч в зону 3 (рис. 29).

17. То же, что и в упр. 16, но мяч набрасывают в зону 5.

18. Игроки построены в колонну в зоне 3 правым боком к сетке. Один игрок располагается в зоне 4, другой с мячом - в зоне 6. Из зоны 6 мяч передают в зону 3, а оттуда - в зону 4 и снова возвращают в зону 6. Игрок зоны 3, передав мяч, уходит в конец колонны (рис. 30).

19. То же, что и в упр. 18, но колонна игроков в зоне 3 стоит левым боком к сетке, а игроки выполняют передачу в зону 2.


20. Игроки построены в колонну в зоне 2. Один игрок находится в зоне 4, другой с мячом - в зоне 6. Из зоны 6 мяч передают в зону 2, оттуда - в зону 4 и снова в зону 6 (рис. 31).

21. То же, что и в упр. 20, но колонна игроков построена в зоне 4. Из зоны 6 мяч передают в зону 4, оттуда - в зону 2 и снова в зону 6.

22. То же, что и в упр. 20 и 21, но мячи передают по различным траекториям.

23. Стоя у сетки лицом друг к другу, волейболисты выполняют передачи мяча двумя руками сверху. Одновременно следят за перемещениями блокирующих на другой стороне площадки.

24. То же, что и в упр. 23. Если один из блокирующих переместился в рядом расположенную зону, то на освободившееся его место адресуется обманная передача.

25. Игроки выполняют передачи из зоны 2 в зону 3 и 4 по различным траекториям.

26. То же, что и в упр. 25, однако в этом упражнении передачи выполняют из зоны 4 в зоны 3 и 2.

27. Передача мяча из зоны 3 в зону 4 или 2 в прыжке.

28. Передача мяча из зоны 2 в зону 3 и 4 в прыжке.

29. Передача мяча из зоны 3 за голову в зону 2 или в зону 4.

30. Передача мяча в зоне 2, 3, 4 над собой.

Страница 1 из 2

Передачи. Технический прием, с помощью которого мяч направляется партнеру для продолжения игры или переправляется на сторону противника, называется передачей. По направлению относительно передающего различают передачи вперед, над собой и назад. По длине траектории различают: длинные передачи – через зону; короткие- в соседнюю зону; укороченные – в свою зону. По высоте различают передачи низкие (до 1 м над сеткой), средние (свыше 2 м), а по расстоянию от сетки – близкие (менее 0,5 м) и отдаленные (более 0,5 м).

Наиболее распространенной является передача двумя руками сверху (рис.8,а). Ее главные преимущества заключаются в надежности и точности. При выполнении этой передачи в исходном положении ноги игрока согнуты в коленях, руки вынесены перед лицом так, что большие пальцы находятся примерно на уровне бровей. Кисти рук слегка повернуты внутрь, концы пальцев образуют овал в форме ковша (рис.8,б). Пальцы оптимально напряжены.

При приближении мяча встречное движение к нему начинают ноги – они выпрямляются в коленных суставах и поднимают тело игрока. Вслед за этим в движение включаются руки -они поднимаются и выпрямляются на встречу мячу. Основную амортизирующую нагрузку принимают на себя большие пальцы. Указательные (главным образом) и средние пальцы являются ударными. Безымянные пальцы и мизинцы удерживают мячс боков,не захватывая его. Эти движения ног, туловища и рук, выполненные слитно,обеспечивают короткое касание мяча упругими пальцами, позволяют направить его в нужную точку по задуманной траектории.

Изучите позы и движения волейболиста при передачах двумя руками сверху, обратите внимание на положение ног, туловищарук в основной стойке (рис.8,а); расположение пальцев рук на мяче (рис.8,б); движения волейболиста при передачах мяча вперед, над собой и назад (рис.9).

Другие виды передач применяются реже: двумя руками сверху в прыжке (рис.10,а), одной рукой сверху(рис.10,б),двумя руками снизу(рис.16).

В современной игре передача –важный элемент организации нападения, связывающий защиту с атакой. Задача передающего игрока в связи с этим – создавать партнерам наилучшие условия для атаки нападающими ударами. Каждый волейболист должен овладеть всем арсеналом быстрых и точных передач, уметь чередовать (менять) их по длине, высоте,направлению, своевременно выполнять отвлекающие действия.

Рис.8 Передача мяча двумя руками сверху (а) ; положение кистей рук

и расположение пальцев на мяче вмомент выполнения передачи (б).

Рис.9 Передача двумя руками сверху, Рис. 10 Другие виды выполненная

Одним из непростых приемов в волейболе является верхняя передача. Для ее выполнения требуются ловкость, технические навыки и умения, внимательность и координация движения. Приложив усилия на тренировках, игрок сможет научиться приему верхняя передача в волейболе, повысив свой уровень владения мячом и улучшив качество игры.

Чтобы овладеть нужными навыками следует внимательно ознакомиться с конкретными упражнениями. Регулярные тренировки на специализированных площадках помогут стать опытным игроком.

Актуальность овладения навыками

Передача сверху в волейболе выполняется связующим (пасующим, разводящим, «третьим номером») – игроком, который во многом определяет ход игры. Он располагается под сеткой и выжидает, когда сможет дать пас на атакующий удар.

От мастерства во многом зависит исход матча, поэтому на такую позицию ставят самых ловких и сильных игроков, способных быстро реагировать на изменения в ходе матча. Овладение навыками позволит человеку:

  1. Повысить свой статус в команде.
  2. Завоевать большее уважение и признание среди игроков.
  3. Улучшить самооценку, повысить уверенность в себе и своих способностях.

Как результат, игра будет приносить еще больше удовольствия и радости, повышать настроение, положительно сказываться на самочувствии и здоровье.

Техника выполнения упражнения

Основа правильного выполнения упражнения – своевременный выход к мячу и исходное положение человека. Передача мяча сверху – прием, для овладения которым потребуются упорство и труд.

Однако все будет вознаграждено радостью и удовлетворением от отличной игры. Техника верхней передачи в волейболе предусматривает усвоение таких правил:

  1. Исходная позиция. Чуть согнутые в коленях ноги. Пальцы растопырены и образуют треугольник. Руки согнуты в локтях.
  1. Контакт. Прыжок и отработка корпусом. Прием мяча пальцами. Зрительный контакт с мячом.
  1. Пасс. Разгибаем локти и отбиваем. Все проходит беззвучно и мягко.

Тренировки обычно выполняются двумя игроками, один из которых может быть мастером. При отработке приема важно добиться того, чтобы верхняя передача мяча была точной, что зависит от слаженной работы ног, корпуса и рук. Для этого визуальный контакт должен быть постоянным.

  • не задерживайте руками подолгу мяч;
  • старайтесь снизить скорость вращения мяча;
  • не производите резких движений;
  • держите кисти поближе друг к другу, не расставляйте слишком широко;
  • пасуйте пальцами, а не ладонями, что поможет лучше контролировать траекторию его движения.

Если вы хотите научиться выполнять верхнюю передачу на уровне профессионала, обращайтесь к опытным мастерам нашей школы «Sunny Wind». Квалифицированные тренеры смогут обучить нужным приемам, благодаря чему вы улучшите свои навыки. Специально оборудованные площадки позволят получить истинное удовольствие от игры в волейбол!


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении